Сакре Кер, базилика в Париже

базилика на холме Монмартра

Вход в базилику Сакре-Кер

Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré Cœur), фото 2001 года, архив клуба

Отзывы о Сакре-Кер

«СВЯТОЕ СЕРДЦЕ» светит над Парижем!
Париж, являясь не только французской столицей, но и мировым центром, обладает огромной исторической памятью, и прав был капитан Тромбаль (в романе «Война и мир») из наполеоновской армии пришедшей в Москву – «Oh, Paris, Paris, capitale du monde …», французов заставили уйти, а русские части, в составе союзных прусских и австрийских войск, вошли в Париж, … но понадобилось ещё 61 год, что бы в память уже о другой войне (франко – прусской) был заложен памятный камень в основание места, где воссияет во всей красе базилика «Святого сердца» —(Сердца Христова). Да, и в почву холма был заложен медальон из бронзы «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику». Необходимо вспомнить, что все эти события были осуществлены, несмотря на жёсткое критическое отношение к намерению строительства нового храма, столкнулись два социально непримиримых лагеря французского общества – католиков-роялистов и республиканцев. Католический храм, которым и является базилика Сакре – Кёр, наполнен духовно-нравственными и теологическими символами. Сама архитектура здания должна была олицетворять традиционные христианские ценности –духовный подвиг, монархию и католицизм. Но республиканцы, чувствуя неотвратимость возведения храма, назвали его – « памятник жертвам Великой Французской революции». Важно вспомнить, что в одном из официальных сохранившихся документов тех времен, строящуюся церковь называют — «искуплением преступлений коммунаров». Ведь нужно признать, что решение о строительстве храма означало непризнание идеалов революции, главным из которых был отказ от Веры в Господа Иисуса Христа. Решимость строить монументальный Собор, что как многие думали, «вернула бы величие страны» укрепила в сердцах людей Франции Веру, Надежду и Любовь, именно после того, как в 1870 году в связи с поражением от Пруссии, французы понесли большие человеческие жертвы. Продолжать строительство было очень сложно. Как только определились с местом постройки, так начались суды, выясняя права собственности на землю. Политическая нечистоплотность того времени буквально не давали строить через газетные скандалы известного Жоржа Клемансо – якобы «этот памятник клеймит позором Французскую Республику», и делалось всё, чтобы строительство церкви на Монмартре не состоялось. Денег на работы по возведению Сакре Кер от государства не выделялось, и строительство велось на частные и общественные денежные пожертвования. И всё же в основание Монмартрского холма на память потомкам был зарыт – «ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кёр.» Шли десятилетия за десятилетиями строительных работ, укреплялся холм Монмартр (под ним в старину были каменоломни), ведь это высшая естественная точка Парижа, продолжали изыскиваться необходимые деньги для строительства, и вдруг неожиданная смерть первого архитектора совсем приостановило сооружение «Святого Сердца». После этого базилику взялись проектировать еще пять человек, и из-за этого поползли слухи о дьявольских неудачах строящейся церкви, ведь шестёрка – символ её числа. История возведения «ослепительной красоты Парижа» стала, как одна из самых долгих. «Ослепительность» имеет вполне природное происхождение –Собор построен из такого минерала (привезённый из Шато-Ландон в пригороде Парижа), который белеет под воздействием воды. Наконец то в 1914 году строительство было завершено, но тут Первая Мировая война … и то, ради чего было замысленно возведение храма стало реальностью — изначально этот храм и строился «для искупления грехов»… , то сначала Великой войны это и явилось для народа, как возможность молиться и исповедываться. Из уст в уста передовалась молва – молитва в Сакре-Кёр возвращает солдат с полей сражений живыми. Начались массовые паломничества (хотя с 1885 года народ уже тогда протоптал свою «дорогу к храму»), и не только парижан, но и со всей Франции.
Мировая катастрофа войны продолжилась в потрясениях революций и гражданских войн, и из России началась массовая эмиграция во Францию, следуя русской поговорке – «увидеть Париж и умереть!» Но теперь русские, казаки и калмыки были не грозными завоевателями, а брошенными на произвол судьбы людьми, готовые зарабатывать на кусок хлеба любыми способами. И если уж появлялась возможность встретиться, и вспомнить о былом, то русские (а особенно казаки) любили гульнуть среди богемной публике на Монмартре, непременно посещая святыню христианского мира – белый собор Святого Сердца Христа с его белыми куполами и удивительной колокольней высотой в 84 метра, на которой находится «Савояр-дом» — 19тонный колокол. Трепет охватывает душу, когда вверху под куполом лицезреешь мозаичную фреску — поклонение Святому Сердцу Иисуса Христа, раскинувшему руки, а на груди Его сияет золотом сердце в терновом венце. Издалека виден и внешний фасад храма со статуей Христа в центре и двумя конными — Людовика IX Святого и Жанны д’Арк. Некоторые из смельчаков – казаков бахвалились, что обязательно оседлают коней, на которых грозно восседали святые, но это так и оставалось мечтой, как и возвращение в Россию. Ушло время «железного занавеса», и теперь уже из Российской Федерации приезжают не беженцы-эмигранты, а русские туристы, чтобы полюбоваться красотой Сакре-Кёра с его белоснежными куполами, которые так хорошо видны из любой части Парижа. Вот и отзыв — «Добравшись и увидев это грандиозное создание, я поняла, что уже все было не важно — промокла я, устала ли, хочу пить или есть… Была поражена этими куполами, витражами! Зашла во внутрь, оказалось, что время католической мессы. Я послушала ее до конца — почти 1,5 часа сидела неподвижно. Это пение, любимый орган, натуральная акустика. Мурашки бежали почти все время, пробило на слезу, и количество человек вокруг было совсем неважно.»
Вандализм самих французов молодого поколения – во время студенческих беспорядков семидесятых годов ХХ века беснующиеся толпы молодёжи требовали сноса Монмартрского Собора, якобы построенного на костях коммунаров, сменился агрессивностью пришлого африканского и арабского населения из бывших французских колоний – «Вечером я бы посоветовала европейцам быть осторожными в этом районе. Когда мы спустились на фуникулёре с холма, то улица как-то моментально опустела и на пустой улице стояли только группы эмигрантов из африканских стран. Смотрели на нас они не совсем дружелюбно. Моего сына схватил один из них и потребовал денег. Всё кончилось благополучно, ребёнок вырвался, мы быстро выскочили на оживлённую улицу, но я бы хотела посоветовать быть осторожным в этом районе.»
Сегодня для столицы Франции Сакре-Кёр является одним из знаковых символов не только для самого Парижа, но и для всех творческих личностей мира, как кино так и в музыкальных видеоклипах — Одри Хэпберн в фильме «Сабрина» и Одри Тоту в «Амели» снимаются на фоне Белоснежной Базилики, а «U 2» и «Savage Garden» создают прекрасные песенные композиции рядом с храмом на Монмартрском холме. И молодёжь здесь уже не требует сноса, а мирно отдыхает в одном из самых прекрасных районов Парижа, смотря на нескончаемые потоки туристов со всего Света.
Ю.М.