Устав и униформа (Русский Сокол)

Деятельность Общества «Русский Сокол» подробно расписана в Уставе и различных руководящих документов, официально принятых в России в 1907 году с дальнейшими изменениями и дополнениями в странах проживания после Великого Русского Исхода.

Организация Общества «Русский Сокол». Устав от 1948 года
Главой любой сокольской организации во всех проявлениях жизни и деятельности ее является Староста. Его ближайшие помощники — Воспитатель и Начальник. Русские сокольские местные организации, в зависимости от численности своего состава, подразделяются на гнезда — (менее 25 человек) и общества — (более 25 человек). Они входят в состав Краевого Союза Р.С.-ва данной страны, если таковой существует и подчиняется Краевому Правлению, входя через это подчинение в Общий Союз Русского Сокольства. Если в данной стране нет Краевого Союза, то общество или гнездо подчиняется непосредственно Правлению Союза Р.С.-ва (В настоящий момент, на 1948 год, Правление Союза Р. Сокольства не может собраться и имеется лишь Центр Связи Союза Р.С.-ва).

Всеми делами Общества ведает Правление, избираемое на годовом Общем собрании (ежегодно) или при возникновении  Общества — на учредительном собрании.
Правление состоит из: а) Старосты, б) его заместителя, в) Воспитателя (председателя культурно-просветительского комитета), г) Начальника, Начальницы, Секретаря, Заведующим хозяйством, казначея и других членов Правления.

На общем собрании избираются отдельно: Староста, Воспитатель, Начальник и Начальница. Прочие члены Правления избираются без определения при этом их должностей. Выборы могут проводиться открытым голосованием, но если хотя бы один голос выскажется за закрытое голосование, то выборы должны быть произведены закрытой баллотировкой. Состав Правления по своей численности для большого общества достигает 11-12 членов.
1) Староста, 2) Заместитель Старосты
3) Воспитатель 4) Начальник 5) Начальница- или заместители
6) Секретарь, 7) Заведующий хозяйством 7) Казначей
8) 9) 10) 11) Запасные члены Правления
Малое Общество может ограничить состав своего Правления 7-ю членами, прибегая к совмещению должностей. Правление Общества на своем первом после выборов заседании распределяет остальные должности между своими членами.

В своей работе, как Правление в целом, так и остальные его члены строго придерживаются существующих для Русского Сокольства Устава, правил и положений, а также специальных «наказов» должностным лицам. Согласно этим наказам основные обязанности и принципы во взаимоотношениях должностных лиц следующие:
1. Староста — является главой Общества и постоянным его представителем, как перед местными властями, так и перед русским обществом. Он должен всегда стоять на страже интересов Русского Сокольства вообще, своего Общества в частности и всего сокольского дела. Староста является первым должностным лицом своего Общества или гнезда. Он отвечает перед его общим собранием за всю деятельность данной организации в воспитательном, организационном и хозяйственном отношениях, а перед Краевым Союзом в исполнении его руководящих указаний и в выполнении норм уставов и положений. Староста руководствуется уставами, положениями и традициями. Он должен всегда и во всем служить примером и образцом исполнения обязанностей и является блюстителем правил и традиций. Староста следит за всей жизнью организации и наблюдает за тем, чтобы действительно выполнялись все постановления Правления и чтобы все должностные лица исполняли возложенные на них обязанности.
Старосте и Правлению подчиняются следующие Отделы О-ва:
1. Просветительный
2. Отдел физического воспитания
3. Отдел Молодежи
4. Хозяйственный
5. Секретариат
Все подчинения им, но обязанные согласовывать с ними свои действия, находятся:
Ревизионная Комиссия и Сокольский Суд
2. Просветительный отдел — возглавляется Воспитателем. Воспитатель намечает себе заместителя и подбирая себе сотрудников, составляет из них Культурно-Просветительный Комитет, возглавляя который является его Председателем. Состав Культурно-Просветительного Комитета утверждается Правлением. В него входит Начальник и Начальница по должности.
Воспитатель подчинен Старосте, но в отношении своей просветительной деятельности может получить руководящие указания и от Краевого Воспитателя, о получении и содержании которых обязан доложить Старосте Общества.
Воспитатель ответственен за воспитательную и культурную деятельность Общества и ведет ее при помощи Культурно-Просветительного Комитета. Каждый член Комитета должен иметь определенные обязанности.
Духовное и моральное воспитание, идя рука об руку с физическим, должно иметь своей целью осуществление основных задач Русского Сокольства (см. идейные основы). В этих целях воспитатель организует: лекции, пятиминутки, доклады и беседы на сокольские и общенациональные темы, вылеты, развлечения; заботится о приобретении и распространении среди членов Общества соответствующей литературы и о том, чтобы во всей работе Общества проводились основные идеи Русского Сокольства.
Воспитатель ведет учет членов, поступивших на испытание и наблюдает за посещаемостью обязательных занятий. Он проводит испытание этих членов и представляет их Правлению для принятия в действительные члены.
3. Отдел физического воспитания возглавляет начальник. Начальник в общем порядке подчинен Старосте Общества, в техническом же — Начальнику Краевого Союза и Краевому Техническому Комитету. Начальник, подбирая себе заместителя и сотрудников по технической части, составляет Технический комитет и является его главой и Председателем.
Состав Технического Комитета утверждается Правлением Общества.
Начальница подведомственна Начальнику, входит в состав Технического Комитета и руководит занятиями женских отделений Общества.
Совместно с Техническим Комитетом Начальник и Начальница решают все вопросы, связанные с физическим воспитанием (распределение гимнастов по отделениям, установление дней и часов занятий и программы таковых, точное и аккуратное ведение записей посещаемости гимнастических занятий и т.д.
Технические органы автономны и правомочны в вопросах специальной руководительской подготовки. Они составляют программы для публичных выступлений и представляют таковые на утверждение Правлению Общества. Начальник и Начальница , в случаях нарушения дисциплины, пользуются правом налагать дисциплинарные взыскания при всех публичных выступлениях Общества, в строю и в сокольне, как строевые начальники. В отдельных случаях это право принадлежит лишь Правлению.
4. Секретарь — подчинен Старосте и составляет вместе с ним исполнительный орган Правления.
Кроме ведения протоколов заседаний, журналов входящих и исходящих бумаг, текущей переписки, срочных донесений и списка личного состава Общества, секретарь лично исполняет все постановления Правления Общества, исполнение которых не было поручено кому-либо другому.
5. Заведующий хозяйством и казначей. — подчинены Старостей. Первый ведает и ведет учет всему движимому и недвижимому имуществу Общества. Он совместно с казначеем составляет отчет за истекший год и смету на предстоящий год.
Казначей ведет денежную отчетность (наличие, приход, расход, долговые обязательства) и хранит суммы.
6. Сокольский суд. — Избирается на общем собрании членами Общества в числе (достаточном для Общества) трех человек (Председатель и два члена) сроком на один год. В Суд выбираются лица, не занимающие в Обществе какую-либо должность.
Взыскания по суду. Суд может вынести оправдательный приговор или наложить одно из следующих взысканий:
1) выговор
2) выговор в присутствии суда
3) выговор в присутствии суда и Правления
4) временное устранение из Русского Сокольства
5) исключение из Русского Сокольства
Решение суда может быть обжаловано Краевому Сокольскому Суду в двухнедельный срок, но лишь по формальным основаниям.

7. Ревизионная комиссия избирается обычно в числе трех членов на общем годовом собрании членов Общества сроком на один год. Члены Ревизионной комиссии избирают себе Председателя. Ревизионная комиссия поверяет ведение денежных дел казначея, его годовую отчетность и хозяйственную часть заведующего хозяйством.

Униформа и знаки различия, награды

Униформа военно-спортивного гимнастического Общества «Русский Сокол»
Парадная форма одежды. При основании Сокольства в России была введена полу-военная форма одежды по образцу Русской Императорской Армии, но с некоторыми отличиями:

Головной убор — специальная пилотка национального «чешского типа» и специальной кокардой — переплетенным вензелем с начальными буквами Общества Русский Сокол.
Рубаха гимнастического типа по образцу гимнастерки М1912 года, но чешского красного (в эмиграции — малинового) цвета.
Пояс специальный с бляхой.
Мундир особого покроя.

Сербия, 30-е годы. Рубаха — малинового цвета. Шаровары и мундир — защитного сукна серо-зеленого оттенка. Шнуры плетеные — того же цвета. Внешние борта пилотки — желто-коричневого бархата.

Гимнастическая форма одежды.
Темно-синие спортивные штаны («трико»)
спортивные туфли («чешки»)
белая майка с красным кантом и двуглавым орлом на груди (Офицерская Гимнастическая школа) или эмблемой Общества (для каждого Общества- своя эмблема)
В Зарубежье крой и цвет мундира варьировались в зависимости от страны проживания.

Описание галереи. Рисунок 1. Образец ношения пилотки, мундира, рубахи с поясом, штанов и сапог. Напоминает военную форму, но с некоторыми отличиями. Многие элементы формы и даже цвет имеют идеологическое значение и связаны с историей возникновения и идеологией.

Староста «Русский Сокол» генерал В. Артамонов.
В Первую Мировую войны — российский военный агент в Сербии (Главный российский «шпион» на Балканах. Автор многих исторических трудов и воспоминаний, среди которых особо хочется отметить про Русские войска на Салоникском фронте, Экспедиционный корпус). Отличный художник (карикатуры и скетчи). После Первой Мировой и гражданской войн в эмиграции — староста в организации «Русский Сокол».
Фото: Сокольская парадная форма 30-х годов.
Описание. Малиновая рубаха с поясом. На поясе — металлическая серебряная или посеребренная пряжка (бляха с буквами С О К О Л).
Пилотка чешского типа серо- зелено- коричневого цвета с малиновым верхом, соколиным (или если нет каким либо другим) пером и кокардой, аналогичной поясной бляхе, но меньшего размера. Мундир (китель) суконный серо- зелено коричневого цвета с петельчатыми застежками и матерчатыми пуговицами. Обратите внимание на нагрудную нашивку, которая иногда и использовалась при проведении слетов. Бело- сине- красный двойной прямоугольник с надписью «??? возможно фамилия. Краевой ???? Сокола в Королевстве С.Х.С. Общество Русский Сокол»
продолжение описания следует…
На фотографии 3 бывший староста Общества «Русский Сокол» в Сан-Франциско (1950-1960 гг) Забелин Святослав Николаевич примеряет чей- то сокольский мундир 30-х годов из Сербии (владелец мундира неизвестен, принесли в Музей Общества Ветеранов Первой Мировой войны). По свидетельству Забелина С.Н. в США сокольские мундиры изготовлялись уже из местного сукна другого цвета. В частности, цвет мундира Общества «Русский Сокол в Лос-Анджелес» был светло- бежевый. Обратите внимание, на мундире сохранился прямоугольник -нашивка в виде национального российского флага и тиснением с названием организации (использовалось в 30-е годы для международных слетов). Рубаха вместо гимнастерки правильного цвета, но, конечно, современная, 90-х годов.
Справка по униформе составлена М. Блиновым

Выписка из Устава организации Общества «Русский Сокол»

п.4. Отдел молодежи — возглавляется заведующим, который назначается Правлением по представлению Воспитателя и входит по должности в Просветительный и Технический комитеты. Отдел разделяется на подотделы — детей (до 12 лет) и подростков (12-18 лет). Подростки делятся на младших (12-15 лет) и старших (15-18 лет). Все эти разряды отличаются по своим правам в Обществе и по форме одежды.

Парадная форма присвоена лишь подросткам — (младшим — с трехцветным поясом, старшим — с малиновым, но без банта); всем подросткам — без кафтана, а шапка без пера и кокарды. Для подростком имеется особый Сокольский Завет и малый сокольский знак. Правление Общества определяет, когда допускаются подростки к Завету и Знаку — при переходе в старшие подростки или ранее. Во всяком случае, для допущения к Завету они должны быть подвергнуты испытанию (экзаменам) по Закону Божию, русской истории и географии России, а также по идеологии и организации русского сокольства. На экзаменах председательствует Воспитатель. Переход в старшие подростки, во всяком случае, обуславливается, (кроме достижения 15-ти лет) принесением Завета. По достижению 18-ти лет старшие подростки, по удостоению Воспитателя, допускаются Правлением к принесению Сокольского Завета, установленного для взрослых и переходят, без состояния на испытании, в действительные члены.

Как проводятся сокольские гимнастические занятия
Нам часто из России задают вопрос — как мы занимаемся гимнастикой? Расскажу про типичные занятия на, скажем, прошлой неделе. Родители привозят соколят в зал к 7 часам вечера. Дети переодеваются, бегают, резвятся. Занятия начинаются в 7:15 ч. с построения, команд «направо…. равняйсь», «смирно» и приветствия строя Старостой Общества словами «Здорово Соколята» и дружного ответа «Здорово» строем. Следуют короткие строевые занятия, соответствующие нынешнему юному возрасту соколят – от 3 до 12 лет : маршировка под собственный счет (по очереди): «раз, два, три, четыре, левой….», троекратный бег вокруг Зала (20 х 15 м). Кстати «Зал» — это часть старой сокольской терминологии еще 1907 года — имеется ввиду наш гимнастический зал, в данном случае это прицерковный зал для деловых заседаний прихожан, он же концертный и театральный зал со сценой, трапезная, зал приемов, выставок, елок и даже благотворительных балов. Он, не слишком заметно, приспособлен и для наших сокольских нужд — подвешены затягивающиеся вверх кольца, запрятаны за решетчатую ширму паралельные брусья, «конь» и «козел», трамплины, гимнастические матрасы (маты). Бревно скромно придвинуто к стене, вроде скамейки. После строевых занятий (5 минут) происходят прыжки с разбега и с места через препятствия — матрасы, веревочку поперек и наискось («ножницами»), проползание под веревочкой («не тронь – взорвется !»). Это длится минут десять. Затем соколята выстраиваются на выложенных двумя полосами зелено-желтых матах разомкнутым строем («на вытянутые руки разом….кнись !») для разминательных движений и элементов художественной гимнастики – этим заведует на 30 минут наша Начальница Лариса Сергеевна Карлсон. Далее делимся на две группы (по росту, ну и возрасту, уменью) и на тех же матрасах проводим всевозможные кувырки, колесо вправо и влево с упором на правильность, выправку тела и грациозность движений будущего руководителя. Это не армейские кувырки – это скорее то, чему учили в императорской офицерской фехтовальной школе в 1912 г., а те офицеры уже учили нас – тогда соколят в 1940 г. Переходим на «снарядовую» гимнастику. Двумя или тремя группами занимаемся по-очередно на «бревне» (низком или высоком) – художественное прохождение с фигурами и легкой акробатикой не сложнее колеса на бревне, на «кольцах» — подтягивание, вис стремглав, «лягушка-жабка», вращение туловищем в висе или с упором в матрас, конечно «кач» с разного рода усложнениями, опять-таки с подчеркиванием увязанности и грациозности движений. Под конец занятий – прыжки через коня с ручками, сложность применительно к физическим возможностям соколят: «Скочка» (ноги вместе, прыжок между ручками), «разножка» (ноги врозь), «полу-разножка» вправо и влево (одна нога между ручками коня, а другая вне ручек), «оббочка» в обе стороны (обе ноги проходят паралельно к коню, над ним; ловкость вырабатывается в переносе веса тела с освобождемой руки на другую руку, упирающуюся в дальнюю опорную ручку коня). При наличии опытных и сильных страхующих руководителей и подготовленных детей иногда можно проводить и прыжки «ласточка» и «перемет» — в данную минуту таких гимнастов у нас нет, но были и даже недавно. Иногда удавалось сжать или продлить занятия для старших так, чтобы провести еще и одну или две игры в волейбол (славянское название ее — «отбойка» ). Но малых соколят держать дольше 9 ч. вечера нельзя. Без пяти девять раздается команда нашего Начальника (он же по совместительству Староста Общества ) «Конец занятий ! Построиться !» Соколята становятся в строй, по росту (тут бывает много споров и обид — кто выше). «Равняйсь» и «Смирно» — тут часто приходится рассказать немного о России, о бело-сине-красном знамени, произнести ряд нравоучений о дисциплине, о необходимости ее соблюдать для безопасности во время гимнастики – столкновения двух гимнастов недопустимы в «Зале» и могут кончиться тяжкими и болезненными увечьями. В строю ерзать и шевелиться нельзя. Как говаривал наш давнишний, любимый всеми детьми, Начальник Общества Русский Сокол в Белграде полковник Александр Рудольфович Ган: «Строй святое место – в строю русские солдаты и офицеры смело умирали за Отечество, шутить в эти минуты в строю – нельзя! ». Кончаются занятия призывом «Помните о России!», на что строй зычно отвечает «Помним!». Прощание со строем – сокольское и русское старинное солдатское приветствие – «Здорово» и ответное «Здорово» соколят. Заключительное «До следующей среды – Разойтись !» и детское «Ура». Таковы наши теперешние детские занятия, нормально же в старом, до-военном Сокольстве занятия проводились главным образом с подростками, т.е. юношами и девушками с 12 до 18 лет и со взрослыми соколами и соколками (до 27 лет в обязательном порядке, кроме тех кому это запрещено по состоянию здоровья). Желательно продолжать заниматься гимнастикой в течение всей жизни – в этом залог здоровья, как физического, так и духовного (еще римляне говорили что «in corpore sana mens sana est»). Гимнастика развивает кроме физической силы и ловкости в движениях еще и выправку, ореол самоуверенности и выдержки руководителя и командира, будь то на гражданском поприще или на военной службе. Кстати и Суворов, и Столыпин и Королев были гимнастами. Естественно что набор упражнений и снарядов для взрослых несколько иной, но суть дела остается схожей. Но об этом в другой раз.
Помни Россию ! Здорово ! брат Андрей Б.Сергеевский

Идеология Сокольства
Во всяком объединении человеческом, если оно не хочет быть пустой игрой, в каждом кружке, обществе или организации должна быть ведущая мысль, идея, цель, к достижению которой они стремятся или которую стараются провести в жизнь. Эта ведущая мысль обыкновенно называется идеей. Поэтому длительность существования организации находится в зависимости от того, насколько жизненна ее идея. Вследствие этого существуют общества, деятельность которых коротка (например, с целью поставить памятник какой-нибудь знаменитости) и общества, которые существуют веками (например, различные церкви). Принадлежность к организации требует от членов ее полного осознания ведущей мысли или идеи, а также проведения ее в жизнь. Поэтому было бы вполне бессмысленно и даже глупо быть членом общества, идеи которого не знаешь, или не признаешь и руководствоваться которой не хочешь. Из сказанного ясно, что каждый, кто вступает в Сокол, и кто хочет в нем работать должен знать идею и свои обязанности по отношению к Соколу. Создателями идеи были два знаменитых и в свое время выдающихся человека: доктор философии Мирослав Тырш и Индр Фюгнер. Первый сохранил нам много записей о том, что он клал в основу впервые создаваемого им Сокола в 1862 году. Фюгнер не оставил столько письменных заметок, но зато влияние его сильного характера и благородной души отчетливо проглядывает в произведениях его друга Тырша. Тырш был глубоким и своеобразным мыслителем: в своих исканиях он шел к самому корню явления, так и сокольскую идею он обосновал на знании чешского прошлого. В одной из первых своих работ, еще перед основанием Сокола, он задавал себе вопрос: что спасло народ чешско-славянский от гибели тогда, когда многие славянские имена, даже более многочисленные, погибли ? И отвечал себе: «Сила и храбрость его спасла, энергия и твердость, нравственность и дисциплина, любовь к родине, любовь к свободе». Развивая эту мысль, он исследовал, при каких обстоятельствах народы погибают, изучал историю древней Греции и Рима и убедился, что:
Только здоровое и деятельное настоящее обеспечит народам их будущее, а никогда не прошлое, хоть бы и самое блестящее. Народы идут назад, когда не идут вперед, общее течение событий уберет только то, что и без того уже обветшало и что не имеет более цены в общей жизни. Пусть очищение это совершится свободно или насильственно, справедливо только то, что каждый народ погибает по своей собственной вине и, таким образом, не на полях сражений решается судьба народов — она решается уже перед боем. Ни один народ — сколько их не было на свете — будь то предприимчивый или пассивный, не погиб в своей юности и силе, а все они пали изможденные, истощенные и развращенные. Здесь, как везде, снисходительная природа совершает, наконец свой строгий, но в то же время справедливый и для целого благодетельный суд, отстраняя из человечества членов его, препятствующих здоровому развитию и прогрессу, а следовательно и вредных. Исследовал Тырш далее самое великое время чешского народа — гуситство и чешскобратскую религию- чтобы из этого заключить, что основные и самые прекрасные основы, которыми чешский народ руководствовался и которые создали душу народа чешско славянского, те же самые, что и через 50 лет позже французский историк и друг чешского народа Эрнест Дени выразил словами: «Нет науки выше нравственности, нет законов выше правды, нет силы выше миролюбия, нет богатства выше права, нет жизни без любви.»
На этих основах было создано Сокольство, о котором Тырш писал:
Сокольская идея, к каким бы слоям общества она не привилась, знаменует, что она касается телесного и в значительной мере нравственного совершенствования всего народа чешского славянского: сокольство воспитывает силу, героизм, благородство, возвышенную воинственность. Должно стремиться к тому, чтобы в конце концов все человечество очутилось в зоне сокольской идеи. Задачей поэтому является: воспитание в народе стремления к возможному усовершенствованию телесному и нравственному, к истинной свободе и вольности, и к развитию и к осуществлению основных своеобразный особенностей народного характера.
Идея сокольская должна стать для всякого Сокола или Соколки жизненным правилом, которым надлежит во всем руководствоваться. Только тогда можно быть действительным Соколом»
* Лекция культурно-просветительного отдела о-ва «Русский Сокол», прочитанная 20 мая с.г. сестрой Пеликан (Антонина Пеликанова, Прага 1924 г.)