Королевский замок Амбуаз (Долина Луары)

Путеводитель по долине Луары. Самые знаменитые и необычные замки.
Замок Амбуаз, история и путеводитель
Смотри на карте — схеме Château d’Amboise, а также историю местности и другие достопримечательности местной коммуны.

Королевский замок Амбуаз, долина Луары

Замок Амбуаз, фасад

Королевский замок Амбуаз и фото долины Луары, виртуальная экскурсия

château d’Amboise

Фото-открытка начала века. Хорошо виден мост через Луару, по которому и сейчас проходит экскурсия из Парижа на автобусе или автомобиле.

Крепость или замок, а точнее, совокупность инженерно-сторительных сооружений, многократно менялись и перестраивались. Французские историки — ученые благодаря архивным документам смогли точно восстановить состояние замка на каждый исторический период. Вот некоторые вехи истории замка;
Первоначальное основание до 1431 года.
С эпохи неолита мыс Шателье был идеальным наблюдательным пунктом на месте слияния Луары и одного из ее притоков, Амассы (см. фото). Выступ почти в сорок метров предлагает исключительную естественную защиту. Город становится главным городом Туронов, кельтского народа, который дает свое название будущей провинции Турень. Крепость была укреплена с этого времени. Римские легионы также занимают такое отлично укрепленное место. Местные историки говорят, что сам Юлий Цезарь (100 г. до н.э.-44 г. до н.э.) был соблазнен величеством крепости Амбуаз. Тем не менее, укрепрайон внес значительный вклад в историю, когда встретился Хлодвиг (около 466-481-511), король франков и Аларик (? — 484-507), король вестготов. После неспокойного периода норманнских вторжений Амбуаз присоединился к области графов Анжу, а затем к дому Амбуаз — Шомон. В 1214 году Турен был взят Филиппом Огюстом (1165-1180-1223), королем Франции. Семья Амбуаз-Шомон становится ее вассалом. Но в 1431 году Луи д’Амбуаз (1392-1469) был приговорен к смертной казни за сговор против Ла-Тремуй (1384-1446), фаворита короля Карла VII (1403-1422-1461). Наконец, Луи д’Амбуаз был помилован, но должен был отказаться от Замка Амбуаз, конфискованного в пользу Короны. Затем начнутся самые лучшие дни существования замка, особенно во времена правления королей Франции Людовика XI, Карла VIII и Франсуа I-го, благодаря которым Амбуаз сиял особенно богатой придворной жизнью.

Гид — путеводитель и описание замка Амбуаз

Замок Амбуаз, конфискованный монархией в 15 веке, стал излюбленной королевской резиденцией и был тщательно отстроен. Король Карл VIII умер в замке в 1498 году, ударившись головой о дверную перемычку. Со второй половины 16 века замок пришел в упадок, и большинство внутренних построек было позже снесено, но некоторые уцелели и были отреставрированы вместе с внешним оборонительным кольцом из башен и стен. Министерство культуры Франции признало его историческим памятником с 1840 года.

Замок был построен на отроге реки Луары и расположен на высоте 81 метр. Стратегические качества этого места были признаны еще до средневекового строительства замка, и здесь был построен галльский оппидум. В конце 9 века Ингельгариус стал виконтом Орлеана и через свою мать был связан с Хью Аббатом, наставниками французских королей. Ингельгариус женился на Аделаисе, члене известной семьи (епископ и архиепископ были ее дядьями), который контролировал Амбуаз. Позже он был сделан графом анжуйцев, и его рост можно объяснить его политическими связями и репутацией воина. Замок Амбуаз проходил через наследников Ингельгариуса и Аделаиса, и отошел к их сыну Фулк Красному. По мере того как Фульк Красный расширял свою территорию, Амбуаз, Лош и Вильентруа составляли ядро ​​его владений. Амбуаз лежал на восточной границе владений анжуйцев.
Амбуаз и его замок перешли через семью к Фульке Нерре в 987 году. Фулку пришлось бороться с амбициями Одо I, графа Блуа, который хотел расширить свою территорию до Анжу. Одо I мог заручиться поддержкой многих последователей и поручил Конану, графу Реннскому, Гельдуину из Сомра и аббату Роберту Сен-Флоран де Сомюр беспокоить владения Фулька. Пока Конан был занят на западной границе Анжу, Гельдуин и Роберт попытались изолировать самые восточные замки Амбуаз и Лош, совершив набег на земли Сомюр и нарушив коммуникации. Чтобы еще больше угрожать Амбуазу, укрепления были возведены в Шомоне (Chaumont) и Монсоро (Montsoreau), в то время как Сен-Эньян находился в гарнизоне.

Королевская резиденция. Расширяясь и улучшая с течением времени, 4 сентября 1434 года он был захвачен Карлом VII Франции после того, как его владелец, Луи д’ Амбуаз, виконт Турский (1392–1469), был осужден за заговор против Людовика XI и приговорен к казни в 1431. Однако король простил его, но взял его замок в Амбуазе. Оказавшись в королевских руках, замок стал фаворитом французских королей, от Людовика XI до Франциска I. Карл VIII решил его основательно перестроить, начиная с 1492 года сначала во французском стиле поздней готики, а затем после 1495 года, наняв двух итальянских каменщиков, Доменико да Кортона ( Domenico da Cortona) и Фра Джокондо (Fra Giocondo), которые предоставили в Амбуазе некоторые из первых замеченных декоративных мотивов эпохи Возрождения во французской архитектуре. В документах сохранились имена трех французских строителей: Колина Бьяра, Гийома Сено и Луи Арманжара (Colin Biart, Guillaume Senault и Louis Armangeart).
После итальянской войны 1494–1495 годов Карл (Шарль) привел во Францию итальянских архитекторов и ремесленников, чтобы те работали над замком и превратили его в «первый итальянский дворец во Франции». Среди людей, которых Шарль привез из Италии, был Пачелло да Меркольяно (Pacello da Mercogliano), который проектировал сады в замках Амбуаз и Блуа; его работы оказали большое влияние на французских ландшафтных дизайнеров. Шарль умер в замке Амбуаз в 1498 году после того, как ударился головой о дверную перемычку. Перед смертью он расширил верхнюю террасу, чтобы в ней поместился партер побольше, и оградил ее решетками и беседками; его преемник Людовик XII построил галерею вокруг террасы, которую можно увидеть на гравюре Жака Андруэ дю Серсо (Jacques Androuet du Cerceau) 1576 года в «Les plus excellens bastimens de France». Партеры были воссозданы в двадцатом веке в виде прямоугольников лужаек, выложенных гравием, и формального куста деревьев.
Король Франциск I вырос в Амбуазе, который принадлежал его матери, Луизе Савойской, и в течение первых нескольких лет его правления замок достиг вершины своей славы. Леонардо да Винчи в качестве гостя короля приехал в Шато Амбуаз в декабре 1515 года и жил и работал в соседнем Кло-Люсе, соединенном с замком подземным переходом. Записи показывают, что во время смерти Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года он был похоронен в часовне Св. Флорентин, первоначально расположенной (до того, как она была снесена в конце 18 века) примерно в 100 метрах к северо-востоку от часовни Св. Губер. Эта часовня Святого Флорентина принадлежала королевскому замку и находилась внутри каменных укреплений, окружающих собственность Шато д’ Амбуаз, и ее не следует путать с близлежащей Église Saint Florentin, также в Амбуазе, но не расположенной в пределах собственности Шато д’ Амбуаз.
После Французской революции (1789–1799) часовня Святого Флорентина была в таком разрушительном состоянии, что назначенный Наполеоном инженер решил, что ее не стоит сохранять, и приказал ее снести. Оставшаяся каменная кладка была использована для ремонта замка. Примерно шестьдесят лет спустя (и через 330 лет после смерти Леонардо и первоначального захоронения) было раскопано фундаментальное место Часовни Святого Флорентина: утверждается, что был найден полный скелет с фрагментами каменной надписи, содержащей некоторые буквы его имени. Однако в других отчетах описываются груды костей (как это принято в часовнях по всей Франции) и даже анекдоты о детях, которые пинают черепа для развлечения и игр. Тем не менее, согласно некоторым свидетельствам того времени, это собрание костей, которые оказались целыми и с необычайно большим черепом, предположительно были похоронены в часовне Святого Губера, где сейчас находится большой мраморный камень на уровне пола с изображением металлический медальон с рельефным портретом Леонардо да Винчи (основанный на «портрете Мельци») и слова ЛЕОНАРДО да Винчи, кажется, указывают на его последнее пристанище.
Генрих II и его жена Екатерина Медичи вырастили своих детей в замке Амбуаз вместе с Марией Стюарт, маленькой королевой Шотландии, которой обещали выйти замуж за будущего французского Франциска II.

Заговор. В 1560 году, во время французских религиозных войн, заговор членов Дома гугенотов Бурбонов против Дома Гизов, который фактически управлял Францией во имя молодого Франциска II, был раскрыт графом де Гизом и подавлен рядом нападений и повешиваний, на выполнение которых ушло месяц. К тому времени, когда он был закончен, 1200 протестантов были подвешены к стенам города, к железным крюкам, на которых держались вымпелы и гобелены по праздникам, а также с самого балкона Logis du Roy. Суд вскоре должен был вынужден покинуть город из-за запаха трупов.
Несостоявшийся Амбуазский мир был подписан в Амбуазе 12 марта 1563 года между Людовиком I де Бурбоном, принцем де Конде, который участвовал в заговоре с целью похищения короля, и Екатериной Медичи. «Указ о умиротворении», как его называли, разрешал протестантские службы только в часовнях сеньоров и судей с условием, что такие службы должны проводиться за пределами городских стен. Этот компромисс не удовлетворил ни одну из сторон, и он не получил широкого признания.
Упадок.
Амбуаз так и не вернулся к королевской милости. В начале 17 века огромный замок был почти заброшен, когда его владение перешло в руки Гастона д’ Орлеана, брата короля бурбонов Людовика XIII. После его смерти он вернулся короне и был превращен в тюрьму во время Фронды, а при Людовике XIV во Франции в нем находились опальный министр Николя Фуке и герцог де Лаузен. Людовик XV подарил его своему министру герцогу де Шуазель, который недавно купил замок Шантелу (Chanteloup) на западе. Во время Французской революции большая часть замка была снесена, было нанесено много разрушений, а инженерная оценка, проведенная по заказу императора Наполеона Бонапарта в начале 19 века, привела к тому, что большую часть замка пришлось отремонтировать или снести.
С 1840 года замок Амбуаз был внесен в список исторических памятников Министерством культуры Франции. Король Луи-Филипп начал восстанавливать его во время своего правления, но после его отречения от престола в 1848 году замок был конфискован правительством. Пленный эмир Абд аль-Кадир, сопротивлявшийся французской колонизации Алжира, а также его семья и приближенные были переведены в Шато д’ Амбуаз в ноябре 1848 года.
Позднее в том же году, в октябре, президент Луи-Наполеон Бонапарт посетил Абд аль-Кадира в Амбуазе, чтобы сообщить ему о своем освобождении. В 1873 году наследники Луи-Филиппа получили контроль над имуществом, и под руководством Эжена Виолле-ле-Дюк ( Eugene Viollet-le-Duc) были предприняты серьезные усилия по его ремонту.
Во время немецкого вторжения в 1940 году замок еще больше пострадал.
Сегодня нынешний граф де Пари, потомок Луи-Филиппа, ремонтирует и поддерживает замок через Фонд Сен-Луи.

Королевский Замок Амбуаз карта, схема путеводитель

Карта замка и достопримечательности на плане, время работы, цены

На карте, точнее плане замка Амбуаз, показаны все основные объекты замка, где находится вход и выход, пешеходные маршруты с видами на окрестности, бюст Леонардо да Винчи, ландшафтные сады и неаполитанские террасы и конечно туалеты. Перед экскурсией лучше ее посмотреть. Обратите внимание, где на карте находятся следующие объекты:
— вход в замок и выход, маршрут пешей прогулки по террасам
— часовня Святого Губерта и могила Леонардо да Винчи в ней
— башня Гарсоне, дворец и его вход, крыло Карла VIII, Ренессансное крыло, Минимская башня и Омальская галерея, выход из дворца
— Неаполитанские террасы, Ландшафтные сады, Восточный сад
— Полуденный сад и ливанский кедр и львиные врата
— Башня Эрто, Памятник Леонардо да Винчи, сувениры
Виртуальная экскурсия: Королевство в начале правления Карла VIII. Военные походы короля Франции в Италию и прибытие первых итальянцев в Амбуаз.

На террасах. Башня Эрто. Часовня Святого Губерта и захоронение Леонардо да Винчи. Витражи. Задний двор и ров перед королевским дворцом.

Экскурсия по замку обычно начинается с осмотра террас.

Поднявшись по пандусу на террасу, можно осмотреть капеллу Святого Губерта (Chapelle St-Hubert, 1496), которую в некоторой литературе иногда называют и как Сент-Юбер. Портал этой капеллы, построенный из белого песчаника в стиле «пламенеющей готики», украшен скульптурными композициями, посвященными святым Ансельму, Христофору и Губерту. На старом фото* мы также видим часовню Святого Губера, но уже  с другой стороны. Часовня и ее украшения в виде оленьих рогов и шпилем, террасы и смотровая площадка. Эта площадка и сейчас используется туристами для обзора окрестностей замка Амбуаз — смотри далее современные виды этих частей. Старый снимок сделан из башни Эрто. На дальнем плане видна река Луара и дорога, ведущая в Париж и к замку Блуа. Иногда гид показывает башню Эрто с внешней стороны, иногда надо осмотреть ее самостоятельно внутри, если есть время.

Обратите внимание, на заднем плане виден ливанский кедр. С террас замка Амбуаз перед Вам открывается панорамный вид на окрестности и реку: здания XVI вв., сады с небольшим уклоном и две башни внушительных размеров для проезда всадников.

Интересные факты или о чем «штатный» гид искусствовед умалчивает.

Вторая Мировая война**. После героической защиты города бойцами — сенегальцами (!) немцы все же захватили замок использовали его для нужд армии. Центр радиосвязи, антенны и ПВО. Согласно воинских традиций и принципов построения противо-воздушной обороны вся территория разбивается на сектора наблюдения и обстрела. Лужайка с травой на фото — идеальное место расположения радиолокаторов или зенитных установок типа Flak 88 мм. для контроля западной, северо- западной и юго- западной стороны от Амбуаз. В башне Эрто могли находится наблюдатели за воздушным пространством, как когда то в средние века здесь сидела стража и также наблюдала за окрестностями. Удобное место для поста, особенно в ненастную погоду.

На старом фото часовня Святого Губера в 20- 30-е годы прошлого века. Вход и украшение над дверью. На продолжении нашей фото-галереи Вы увидите современные виды и входа и украшения над дверью. Во время Второй мировой войны на этой территории находилась немецкая зенитная батарея. Возможно, союзники пытались ее уничтожить и что-то пострадало. Сравнить можно, как раз по таким старым снимкам. (Сувенирный набор 20-30-х годов из 10 черно-белых фотокарточек фирмы «Yvon», собственная коллекция «Союза шоферов такси»). Витражи были восстановлены после войны в 1952 году в мастерской Макса Энграна. Представляют из себя сцены из жизни короля Людовика IX (Людовика Святого).

Задний двор замка Амбуаз и ров перед королевским дворцом.
Если подойти к левому зданию королевского дворца, то слева от входа Вы увидите ров. Немного истории. Во рву трагически закончилась игра в мяч.
Известный мемуарист Филипп де Коммин рассказывает об этом неприятном событии:
7 апреля 1498 г. король Карл VIII с королевой Анной Бретонской отправился в галерею Аклебак надо рвом, которая связывала по оси север-юг Дворец Семи Добродетелей с королевским дворцом (этот ров, засыпанный в XVII в., был частично расчищен в XIX в.), чтобы понаблюдать за игрой в мяч (прародительницей тенниса). Он ударился головой о притолоку двери и умер спустя несколько часов в возрасте всего 28 лет, не оставив наследника мужского пола.

Готический дворец. Вход, караульное помещение и галерея (наблюдательный пункт). Комната почетного караула и тамбуринщиков. Присоединение Бретани.

Продолжение экскурсии с гидом: Готический дворец, левое крыло дворцов, выполненное в готическом стиле. Здесь же находятся вход в подземелья и в винные погреба. К сожалению, экскурсия по замку не предусматривает изучение и посещение винных подвалов. Подземелья замков и типовую структуру можно изучить только в замке Брезе, тоже расположенном на Луаре в пол часа езды от Амбуаз. Вид на фасад дворца со стороны Луары в 20-30-е годы прошлого века показан на старом фото. Крыло Карла VIII,  на заднем плане видна башня Гарсоне. Сама фотокарточка сделана из Минимской башню, являющейся отличной смотровой площадкой с видами на все окрестности долины Луары и особенно на стратегический мост через реку.
Вот так выглядел Королевский дворец до начала Второй Мировой войны. Можно сравнить с послевоенными снимками, имеются некоторые различия — повреждения в результате боев и бомбардировок «союзников». Обратите внимание на два крыла в разных стилях и люкарны: слева направо, люкарны готические и ренессансные.

Вход в королевский дворец, Караульный зал: на этом этаже представлена анфилада залов замка, отведенных караульным, которые охраняли доступ на верхние этажи. Гвардейцами короля были шотландцы, швейцарцы, а позднее- французские мушкетеры.
— Стрельчатый свод на нервюрах.
— Вооружение: мечи, круглый щит, доспехи, оружие в стиле XVI в.
— Макеты: текстильный макет замка в современном виде; рельефные планы замка в XVI в. по рисинкам Жака Андруэ Дюсерсо.

Галерея караульных (наблюдательный пункт): эта открытая галерея замка Амбуаз давала возможность наблюдать за судоходством на Луаре и за переправой. В непосредственной близости от покоев суверена охрану несли титулованные особы. Из этого помещения контролировался выход к лестнице, ведущей в покои короля. Один из гвардейцев, шевалье д’Артаньян, капитан мушкетеров короля Людовика XIV, останавливался в замке с 4 по 16 декабря 1661 г. по дороге в Париж, куда он препровождал на суд разжалованного министра Николя Фуке. Средневековый рыцарь на входе в караульный зал замка Амбуаз. А представьте себе, что их сто или двести?! Охраняют, сопровождают, меняются. Лязг железа, скрип кожаных ремней, сияние стали на солнце*.

Стрельчатый свод на нервюрах.
— Центральная колонна под готическим «пальмовым» сводом, являющаяся основой архитектурного ансамбля зала.
— Рыцарские доспехи XVI в., копии (XIX в.) Сделаны в XIX веке, точные копии доспехов XVI века, изготовленные для музея *.
— Корабельный рундук XVII в.
Примечание. Корабельный рундук — это ящик, ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, который использовался для хранения личных вещей экипажа (команды), как сиденье и как место для отдыха. Его практичность, твердая конструкция делали любимым и надежным средством хранения вещей и для сухопутных офицеров и даже членов королевской фамилии. В глубине зала, по лестнице, находится Зал тамбуринщиков. Выйдя из зала королевской стражи мы поднимаемся в зал барабанщиков. Обратите внимание на пол, украшенный изображениями королевских лилий. На стене висят фламандские гобелены (XVI) с сюжетами из жизни Александра Македонского. По своему расположению это помещение соответствует приемному залу короля, стены которого украшались гобеленами. Двор часто перемещался и предметы обстановки перевозились вместе с ним. Название «Зал тамбуринщиков» (музыкантов) напоминает о празднествах и балах, устраивавшихся в замке. Он был так назван в честь пребывания в Амбуазе короля Людовика XIV (1661 г.).

В зале находятся, слева направо:
— Пол из терракотовых изразцов, украшенных геральдическими лилиями, в духе XV в.
— Кафедра кардинала Жоржа д‘Амбуаз (1460-1510 гг.), который договорился о браке Карла VIII и Анны Бретонской* в 1491 г. и был назначен первым министром следующим королем в 1498 г.
— На выступе статуя Людовика Святого (Людовика IX) начала XIV века.
— Фламандский гобелен конца XVI в., изображающий «поклонение семьи Дария Александру Македонскому».
— Сундук эпохи Карла VIII.
— Деревянная дверь со стороны двора, выходящая на внешнюю навесную галерею (не сохранилась), которая обслуживала прилегающие помещения и внешнюю винтовую лестницу.
— Портреты короля Карла VIII и королевы Анны Бретонской
— Готический сервант

Посетителям предоставляется возможность посмотреть масштабную модель замка Амбуаз, которая находится в «караульном помещении». На макете можно изучить и строение замка с противоположной стороны. Классика инженерного дела и музеев Франции. Показаны все башни, сооружения, стены и даже река Луара. Отличное учебное пособие, на котором можно разобрать строение замка, где что находиться и как что устроено. Замок Амбуаз на макете показан в наши дни. * Из зала барабанщиков проходим в  зал Генеральных Штатов. Во времена Карла VIII в этом зале была сосредоточена вся политическая жизнь страны, а в 1560 году здесь же пытали главных участников Амбуазского заговора. Колонны зала украшены королевскими лилиями.

Зал Совета. Франциск I (1494 -1547), покровитель искусств эпохи Возрождения. Амбуазский заговор и предпосылки Религиозных войн.

В эпоху Возрождения король Франции постепенно укреплял свою власть в королевстве, в частности заручаясь поддержкой губернаторов, офицеров и высшего духовенства. Кроме того, он потребовал, чтобы крупные феодалы проводили при нем несколько месяцев в сопровождении своих жен. Таким образом при королевском дворе появились женщины. С тех пор торжественные приемы и празднества стали приятной необходимостью придворной жизни. Зал Совета стал одним из первых помещений такого размера для подобных увеселений.

В зале Совета расположено слева направо:

— Первый камин создает уют в холодный сезон*. Его трапецеидальный навес еще не несет на себе отпечатка готической традиции. Украшения навеса: эмблема Карла VIII — стилизованный под пальмовую ветвь меч в стиле пламенеющей готики.
— Центральные колонны: геральдические линии и хвостики горностая, эмблемы королевства Франции и Бретонского герцогства.
— Трон, украшенный геральдическими лилиями (со стороны реки)
— На потолке: монограммы Карла VIII (вензель с буквой С) и Анны Бретонской (буква А).
— Второй камин (на другом конце зала) — прекрасная иллюстрация ренессансного стиля.
— Деревянная дверь со стороны двора, выходящая на внешнюю навесную галерею (не сохранилась), которая обслуживала прилегающие помещения и внешнюю винтовую лестницу.
— Большие скамьи (шайеры) со спинками с резными готическими украшениями в виде льняных складок.
— Деревянное панно справа от входа: Саламандра, эмблема Франциска I.

Покои эпохи Возрождения: Зал виночерпия. Опочивальня Генриха II. Веревочная передняя и Орден Архангела Михаила.

Этот зал в дворце напоминает об обычаях за королевским столом, где виночерпий подавал напитки. Средневековым подмостям на смену пришли столы. Появляется «итальянский» стол. Он богато украшен и может раскладываться. Столовый этикет эволюционирует медленно: вилка с двумя зубцами входит в обиход очень постепенно (до Генриха II! гораздо охотнее пользовались ножом и ложкой).

Описание предметов зала виночерпия, слева направо:

Мебель в готическом стиле: «горка» (именовавшаяся также сервант или буфет), сундук, два кресла.
Мебель в стиле Возрождения: «итальянские» столы и большой ореховый сундук, кресла, скамья-ларь, раскладной стол.
Гобелены французских мануфактур в Обюссоне, вытканные в XVII в. по эскизам Лебрена.
Введение принципов перспективы в искусство Возрождения
Готический стиль в мебели конца XV века характеризовался использованием мотивов «льняные складки» или стрельчатых арок. В эпоху Возрождения была заново открыта античная перспектива, называемая также «оптической иллюзией». Она придает глубину изображениям в отделке мебели и на гобеленах.

Опочивальня Генриха II Эта комната была смежной с пристройкой (не сохранилась), построенной по распоряжению Екатерины Медичи (1519-+1589), супруги короля Генриха II (1519, корон. 1547, +1559), которая, после смерти мужа, приняла активное участие в делах королевства в качестве регентши. Убранство этой комнаты прекрасно иллюстрирует использование перспективы в декоративном искусстве XVI века. Описание. Расположение предметов в опочивальне, слева направо:

Оконный проем, украшенный посохами паломников, кошельками, полными монет, и сумой напоминает о том, что Амбуаз был остановкой на пути паломников, направлявшихся поклониться Святому Мартину Турскому по пути в Сантьяго-де-Компостела.
Ларец для драгоценностей с двойным дном.
Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции.
Портьеры и гобелены из Брюсселя и Турне работы конца XVI и XVII вв.
Кровать внушительных размеров (2,18 м х 1,82 м) в стиле Генриха II с искусной резной отделкой
Скамья-ларь начала эпохи Возрождения.
Веревочная передняя и Орден Архангела Михаила

Эта зала служила передней (вход не сохранился), где гости ожидали приглашения в королевские покои. Здесь находятся, слева направо:

Статуя Архангела Михаила, поражающего дракона. Испания, XVII в.
Колпак над камином: веревочное переплетение — символ ордена францисканцев; орденская цепь ордена Архангела Михаила. подробнее…
Портрет короля Франции Генриха IV (1553/1589/1610)
Учреждение Ордена Архангела Михаила.

Перипетии судьбы, монархи и переезд в Иль-де-Франс.

Покои герцогов Орлеанских. Кабинет и опочивальня герцогов Орлеанских-Пьентьеврских. Луи-Филипп, Музыкальный салон, эмир Абд-аль-Кадир.

Консульство (1799-1804) и Империя (1804-1814 / 1815) открыли новую страницу в жизни замка. Амбуаз предлагается в 1803 году сенатору Роджеру Дукосу (1747-1816), бывшему члену правления, которого Первый консул Наполеон Бонапарт (будущий 1-й Наполеон*) (1769-1799 / 1804-1814-1815-1821) хотел бы поблагодарить за помощь в захвате власти. Чтобы «отремонтировать замок», сенатор приказал в 1806 году разрушить ветхие здания (дома Семи Добродетелей и прилегающих зданий) или бесполезные. Он, в частности, уничтожил крыло Генриха II, Соборную церковь Сен-Флорентин (здание 11-го века) и канонический дом. Сад также переделан. Все работы были завершены в 1811 году.
В 1814 году во время первой Реставрации замок был возвращен наследнику герцога Пентьевра Луизы-Марии-Аделаиды де Бурбон, герцогини Орлеанской (1753-1821), которая вернулась из испанского изгнания. После временного — в течение ста дней — восстановления своего призвания в качестве тюремной крепости, Амбуаз был окончательно возвращен семье герцогов Орлеанских в 1815 году.

В рабочем кабинете герцогов Орлеанских-Пьентьеврских представлены портреты конца века, изображающие деда по материнской линии и родителей будущего короля Франции Louis-Philippe I. В кабинете расположены, слева направо:

Портрет (слева в глубине комнаты) Луи-Жана Мари де Бурбон, герцога Пентьеврского (1725-1793), сына графа Тулузского и внука короля Людовика XIV, в форме великого адмирала Франции.
Бронзовый бюст короля Людовика XVIII (1755- К 1814-К 1815-+1824)
Письменный стол XIX в.
Портрет Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского (1747-1793), именуемого «Филипп Эгалите», отца Louis-Philippe I.
Портрет (справа от камина) Аделаиды де Бурбон-Пентьеврской (1753-1821), герцогини Орлеанской, вдовы Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского (1747-1793), унаследовавшей замок Амбуаз в 1793 году. Копия портрета кисти Луизы Виже-Лебрен (1755-1842).
Кресла в стиле Ампир
Гравюры Риго, изображающие замок Амбуаз примерно в 1740 г., из книги «Королевские дома Франции»
Стулья с китайским рисунком XVIII в. мастерской Буляр по сторонам камина. Они были изготовлены для замка Амбуаз (около 1787-89 гг.) по заказу герцога Пентьеврского.

Опочивальня герцогов. Описание.
К Луи-Филиппу, герцогу Орлеанскому, замок Амбуаз переходит от его матери Луизы-Марии-Аделаиды де Бурбон- Пентьевр в 1821 году. Будущий король Франции (1773, К 1830, +1850) приобретает 46 домов, окружающих в то время замок, чтобы снести их и расчистить подходы к крепостным стенам. Королевские покои украшаются в соответствии со вкусом того времени. Здесь находятся, слева направо:

Парадный портрет Louis-Philippe I (1773-1850) *
Мебель в стиле «Louis-Philippe»: шкафчик красного дерева, стулья с решетчатыми крестовидными спинками.
Мебель в стиле Ампир: кровать с изогнутыми боковинами в форме лодки («рекамье»); секретер; столик на основании с четырьмя массивными ножками; деревянный комод с накладками из красного дерева; дамский секретер.
Бюст Louis-Philippe I
Портреты Фердинанда-Филиппа Орлеанского (1810-1842), герцога Орлеанского (старшего сына Louis-Philippe I и Марии Амалии Неаполитанской) и Елены Мекленбург-Шверинской (1814-1858), герцогини Орлеанской, копия работ Франца Ксавера Винтерхальтера.
Картина «Луи-Филипп в сопровождении сыновей» на выходе из Версаля, копия картины Ораса Верне
Луи-Филипп, король французов

Музыкальный салон, герцог Орлеанский и эмир Абд-аль-Кадир.
По-видимому, Луи-Филипп приезжал в замок Амбуаз только один раз. Тем не менее, замок был обустроен как дачное место для семьи герцогов Орлеанских, некоторые вещи которых здесь представлены. Он поручит своему старшему сыну Фердинанду-Филиппу построить в 1843 г. салон с панорамным обзором на крыше Минимской башни, примыкающей к этому залу.

Вещи, напоминающие о семье герцогов Орлеанских. Слева направо, коллекция в этом зале:

Портрет мадам Аделаиды (1777-1847), сестры короля, кисти Кура.
Макет судна «Бель Пуль», на котором, под командованием принца де Жуанвиль во Францию был возвращен прах Наполеона I, скончавшегося на острове Святой Елены.**
Портрет Франсуа Орлеанского (1818-1900), принца де Жуанвиль, 3-его сына Луи-Филиппа I и Марии Амалии Неаполитанской.
Портрет Франциски Браганса (1824-1898), принцессы де Жуанвиль, дочери императора Бразилии Педру I (короля Португалии Педру IV).
Секретер эпохи Реставрации.
Рояль «Эрар», отделанный фанеровкой из палисандра Рио (XIX век)
Арфа «Эрар» (XIX век)
Портрет королевы Марии-Амалии (1782-1866), супруги Луи-Филиппа, с двумя сыновьями — герцогом Омальским и герцогом Монпансье
Бюсты королевы Марии-Амалии (1782-1866) и Аделаиды (1777-1847), сестры короля.
Канапе в стиле Ампир
Стулья красного дерева с перекладиной на спинке, помеченные клеймом мастерской Жакоба.
Картина с изображением дворца замка, вид из сада в XIX веке, работы Гюстава Ноэля.

Герцог Омальский (1822-1897), 5-й сын Луи-Филиппа, сыграл решающую роль в колонизации Алжира, губернатором которого он становится. Он встретился там с сопротивлением племен во главе с эмиром Абд-аль-Кадиром, передвижной лагерь которого взял штурмом в 1843 г. Эмир капитулировал 24 декабря 1847 г и его перевезли в Тулон, а затем в По. Высокопоставленный пленник в ноябре 1848 г. был размещен в замке Амбуаз с семьей и свитой порядка восьмидесяти человек. Эмир провел в замке четыре года, а потом был освобожден лично Луи-Наполеоном Бонапартом (1808- 1873), принцем-президентом, 16 октября 1852 г. Он отправился из Франции в Турцию, а затем в Сирию. Он посвятил размышлениям и обучению учеников большую часть жизни до самой смерти 26 мая 1883 г. в Дамаске. Памятник членам его свиты, умершим в Амбуазе, воздвигнут в «Восточном саду» в верхней части парка при замке.

Воспоминания об эмире Абд-аль-Кадире.
После свержения Louis-Philippe I частные владения семьи герцогов Орлеанских секвестрованы временным республиканским правительством. Замок был отдан в распоряжение министра войны, который как раз искал резиденцию для размещения государственного пленника — эмира Абд-аль- Кадира (1808-1883), который прожил здесь со своей свитой с ноября 1848 г. по октябрь 1852 г.
Рядом с деревянным камином, слева направо:
Портрет эмира Абд-аль-Кадира (1808- 1883) углем, копия работы Анжа Тиссье.
Фотография эмира Абд-аль-Кадира (1808- 1883) на пороге одной из дверей замка, работы Гюстава Ле Грея (1820-1884), на мольберте.
Портрет генерала Генриха Орлеанского (1822-1887), герцога Омальского, копия с работы Леона Бонна.
Покорение Алжира: Абд-аль-Кадир, государственный пленник

Выходя из покоев герцогов, вы попадаете на крышу Минимской башни.

Минимская башня Рампа для всадников. Омальская галерея

Замок Амбуаз долина Луары, фото

фото Луары из Минимской башни

Находясь на крыше Минимской башни, Вы возвышаетесь над Луарой на 40 метров. В салоне с панорамным видом, который был здесь сооружен в 1843 г. (не сохранился), жил принц-президент Луи-Наполеон Бонапарт (1808-1873), когда привез эмиру Абд аль-Кадиру 16 октября 1852 г. весть об освобождении. Верхняя часть этой башни была полностью перестроена архитектором Руприхом-Робером в конце XIX в. По лестнице можно спуститься до рампы башни для проезда всадников, построенной в правление Карла VIII.

На рампе для всадников. Император, вышедший из пламени: эта хитроумная винтообразная рампа позволяла лошадям и повозкам попадать на террасы замка Амбуаз из города.

Император Карл V, прибывший в замок Амбуаз в декабре 1539 г. по приглашению короля Франциска I, въехал сюда именно таким образом через другую башню — башню Эрто. Его пребывание здесь было отмечено таким инцидентом: при проходе императорского кортежа через башню Эрто от факела загорелась драпировка. Император остался невредим и на следующий день продолжил свой путь во Фландрию. Сверху рампы для проезда всадников расположена Омальская галерея.

Омальская галерея: таэ галерея носит имя 5-го сына короля Луи-Филиппа герцога Омальского (1822-1897), владельца замка с 1895 г. Будучи военным и политическим деятелем, он был еще и крупным меценатом, положившим начало самой крупной во Франции частной коллекции древних книг и искусства, сегодня собранной в замке Шантийи и курируемой Институтом Франции.
В эпоху Возрождения эта галерея связывала королевский дворец (справа) с покоями Генриха II и его детей (параллельный дворец, слева), не дошедшими до наших дней и выходившими на сады. Фото долины Луары со смотровой площадки башни. Осень, ноябрь. Тучи и иногда идет дождь. С крыши Рыцарской башни отлично виден фасад резиденции короля Карла VIII, выполненный в стиле «пламенеющей готики».
Балкон третьего этаж, «балкон повешенных» — тот самый, с которого Валуа наблюдали за казнью заговорщиков-протестантов. В завершении осмотра можно подняться по винтовой широкой лестнице (5 витков) на последний этаж башни.
Диаметр Башни Миним — 20 метров, высота — 40 метров. Начиная с XV века из этой башни стражники попадали во дворец. Есть еще южная башня Илерто, построенная в XVI веке. На фото видны въездные ворота в замок. Над воротами находятся украшения. Въезд в замок для конных всадников с помощью специальной рампы — спиралеобразной дороги. Средневековые инженерные сооружения в замке, по рампе можно совершить пешую экскурсию («пешим по конному»). На старом фото показан въезд для рыцарей на башню и во дворец. Французы такое приспособление для кавалерии типа «винтовая лестница» называют «рампа». На официальном снимке подпись «подземный ход для рыцарей». Въезд расположен на уровне террасы и выше. Может быть там есть подземный ход? Надо разбираться и уточнять. Подземные ходы есть совершенно точно — см. на фото далее.
Вторая Мировая война: техническое решение для подъема на башню средневековых рыцарей позволяет по этому же пути доставлять на башню легкое стрелковое вооружение (пулеметы, минометы), а также легкие и средние пушки типа ПАК-40 и больше. Ко времени захвата замка Амбуаз немцами в 1940 году противотанковая пушка ПАК была очень актуальна, но уже через пару лет утратила свое значение с появлением более новых моделей средних и тяжелых танков. Какие именно модели пушек, включая зенитные FLAK-88 и их расположение на замке уточняется. Все модели фашистской артиллерии, используемой во Франции и в Амбуаз можно посмотреть в танковом музее, город Сомюр. От замка Амбуаз можно добраться на автомобиле минут за 30-40. Совместить исторю средних веков и Второй Мировой войны.

Неаполитанская терраса, напоминание о ренессансе. Верхняя терраса из грабовых аллей. Ландшафтные сады. Леонардо да Винчи и замок. Памятник, захоронение и мастерские, находящиеся в окрестности..

Сады и парки. В замке родился и жил король Карл VIII. Прибыв из Италии, он решил свою крепость превратить в комфортабельный дворец по идеям Ренессанса. В 1492 году у него уже был готов грандиозный проект перестройки замка. Деньги на строительство решил получить, подняв налоги на соль.
По завершении Неаполитанской кампании (1496 год) крепость уже фактически стала большим дворцом с усадьбой. Карл украсил интерьеры дворца французской и итальянской живописью, а его садовник Пачелло де Меркольяно всю верхнюю террасу превратил в сад с цветочными партерами и даже фонтанами. Верхняя терраса состоящая из грабовых аллей, идет вдоль средневековой крепостной стены на северо-востоке имения, в том месте, где Карл VIII задумывал построить 3-ю башню для проезда всадников. С бельведера «Дикобраз» («Porc-Epic») открывается вид на сухие рвы древнеримского происхождения, защищавшие когда-то подступы к крепости. Дикобраз — это эмблема Людовика XII. Бельведер «Дикобраз», присутствует на уровне Неаполитанской террасы
Ландшафтные сады:  спиной к реке в южном направлении — аллеи, проложенные когда-то в старом парке, разбитом в романтическом стиле. В последние годы он был вновь засажен каменным дубом, самшитом, кипарисами и мускатной лозой в память об итальянском влиянии. На террасе, где возвышается ливанский кедр, расположен Восточный сад, разбитый в 2005 г. художником-пластиком Рашидом Кораиши в память об умерших в замке Амбуаз членах свиты Абд аль-Кадира. Геометрическое расположение стел нарушено зеленой линией, устремленной в направлении Мекки. Розмарин, жасмин, лавр и кипарисы отсылают к ландшафтам обоих берегов Средиземного моря.

Из окна Минимской башни замка Амбуаз можно сделать великолепные фотоснимки не только на долину Луары, но и на террасу, сады и крепостные стены. Вид с этой точки хорошо показывает геометрические размеры и высоту крепостных стен.

Памятник Леонардо да Винчи: в нижней части парка высится белый бюст Леонардо да Винчи, установленный на месте коллегиальной церкви Святого Флорентина (романская архитектура, XI век), где он первоначально был похоронен в соответствии с завещанием. Первое захоронение великого художника: Леонардо 23 апреля 1519 продиктовал завещание нотариусу Гийому Буро, который записал: «Завещатель желает быть погребенным в амбуазской церкви Святого Флорентина, и чтобы тело его несли капелланы оной». После смерти художника 2 мая 1519 г. он был здесь захоронен. Эта коллегиальная церковь XI века была разрушена между 1806 и 1810 гг. (бюст великому мастеру указывает на ее месторасположение в парке замка). В 1863 г. были проведены раскопки под руководством Арсена Уссе, инспектора музеев Франции, в ходе которых был найден скелет рядом с надгробным камнем с фрагментами имен мастера и святого покровителя художников — Святого Луки. Собранные находки, в частности французские и итальянские монеты начала правления Франциска I, позволили Арсену Уссе идентифицировать эти останки как прах Леонардо да Винчи. В итоге они были перенесены в 1871 г. в часовню Святого Губерта.

Отзывы. «Не смотря, что поездка (классика, «3 замка в один день») была в ноябре и шел дождь иногда, все очень понравилось и в следующем году приедем опять, может даже в этот замок, чтобы уже рассмотреть все подробнее и детальнее. Спасибо сопровождающей, она молодец, хорошо все знает и интересно рассказывает…»
Полезные советы. Замок имеет внушительные размеры. Его лучше фотографировать с противоположного берега, для чего просто попросите об этом водителя (доступно лишь тем, кто заказывает индивидуальные туры).
Время работы. Открыт для посетителей круглый год за исключением 1 января и 25 декабря.
Время работы кассы замка Амбуаз:
От 02 января до 31 января от 9ч до 12ч 30 от 14ч до 16 ч 45
От 01 февраля до 28 февраля от 9ч до 12ч30 от 13ч30 до 17ч
От 01 марта до 31 марта от 9ч до 17ч30 беспрерывно
От 01 апреля до 30 июня от 9ч до 18ч30 беспрерывно
От 01 июля до 31 августа от 9ч до 19ч00 беспрерывно
От 01 сентября до 01 ноября от 9ч до 18ч00 беспрерывно
От 02 ноября до 15 ноября от 9ч до 17ч30 беспрерывно
От 16 ноября до 31 ноября от 9ч до 12ч30 от 14ч до 16ч45
Дворец закрывается через 30 минут после закрытия кассы.
Парк закрывается через 1 час после закрытия кассы.
Индивидуальные посетители
Дворец, часовня и сады Взрослые/ Студенты/ Дети 7-18 лет*
Входной билет и буклет для осмотра цена 10,9 € / 9,4 € / 7,3 €
Входной билет и аудиогид (для взрослых и детей) 14,9 € ** /13,4 € ** /10.3 € ***
Входной билет для инвалида и сопровождающего (включает аудио видео гид, адаптированный к инвалидности) 9,2 € / 8,2 € / 7,2 €
«За кулисами Истории» *** 15,4 € / 13,9 € / 11,8 €

Экскурсии, группы от 20 человек
Дворец, часовня и сады
Входной билет и буклет для осмотра 8,3 € / 7,9 € / 6,4 €
Входной билет и аудиогид 11,8 € / 2 11,4 € / 2 9,4 € 3
Входной билет для инвалида и сопровождающего (включает аудио-видео гид, адаптированный к инвалидности) 7,4 € / 6,5 € / 5,9 €
«За кулисами Истории» *** 12,7 € / 12,3 € / 10,8 €
Надбавка за групповую экскурсию (максимум 50 чел.; 1 час) 85 €
* : Бесплатно для детей моложе 7 лет
многодетная семья.
Скидка 1 € распространяется только на детей, для которых предусмотрена оплата, по предъявлении удостоверения «многодетная семья» и на лиц в сопровождении не менее 3 детей.
** : Включает аудио-экскурсию по дворцу и часовне
*** : Группы отдыхающих: экскурсия для детей во дворце и часовне, на французском и английском; маршрут для взрослых на 10 других языках.
Группы школьников: мультимедийный маршрут только на французском в садах, рекомендуется для детей 8-12 лет.
Экскурсии с аудио- гидом: имеется на русском языке.
Для Вашего комфорта и безопасности: Просим не шуметь во дворце, Запрещено курить. Собаки: во дворце, собака на руках; в садах, собака на поводке; в подземелья с собаками вход воспрещен.
Как добраться, расстояние. Аэропорт Шарль-де-Голль — Амбуаз на автомобиле 164 км., время в пути 2 часа 19 минут.

—  Индивидуальные экскурсии из Парижа на автомобиле с гидом по программе «Три замка в один день»  и друшим необычным маршрутам.

Замок Амбуаз, фото и отзывы об экскурсии

После входа и оплаты билетов экскурсия проходит по длинному старинному коридору, ведущему наверх к террасам замка Амбуаз. Можно прикоснуться к стенам и прочувствовать многовековую историю замка. После того, как прошли вход в замок, мы попадаем на террасы. Мостовая. Обратите внимание на булыжники по центру и цветы с левой стороны. Много веков так же все и было. Осенние облака пугают, но дождь не идет. И не жарко как летом. Вдали видна одна из башен. Вид выхода из билетных касс, панорамный вид на террасы и башню Эрто. На заднем плане фото видны окрестности замка. Обратите внимание на цветы, как то непривычно для ноября. После посещения часовни Святого Губерта экскурсия продолжается по замку. Войдя в главное здание королевского дворца, вы попадаете в зал стражи с типовыми для готики сводами, образованными арками, пересекающимися под прямыми углами.
Здесь находятся различные предметы интерьера — резные скамейки, также сундук и буфет (XV-XVI веков). Из зала попадаем во внутренний двор, где на стене висит описание того, что было разрушено в замке во время Первой Империи по приказу Роже Дюкро. В зале страже выставлены рыцарские доспехи (Милан, XVI). Во время экскурсии гид рассказывает и показывает на плане устройство замка Амбуаз, где что находится. На плане хорошо видны крепостные стены и ландшафтные сады, башни и разные уголки, как и когда что было пристроено или перестроено. Немного изучить устройство замка и его башен можно походив по винтовой лестнице. Обратите внимание на закрытые бойницы, через которые во время осады велся огонь. Все таки замок — это крепость, инженерное фортификационное сооружение. В Зале Генеральных Штатов (Зале Совета) колоны и один из каминов украшены лилиями и геральдическими символами Бретани — хвостом горностая. На другом камине в стиле эпохи Возрождения расположен скульптурный портрет Александра Великого. Классический фотоснимок «на память» возле камина. Даже вблизи огонь выглядит как настоящий, с динамическими языками пламени при помощи испаряющейся жидкости.

В зале виноп ития экскурсовод рассказывает про историю зала, про то, как менялась мода на столы, от классических французских до итальянских и переносных. Вот где надо проводить дегустации вин долины Луары 🙂 Зал эшансона (служитель, подающий напитки для короля) расположен буфет с посудой, резной сундук (XVI) из орехового дерева и позолоченной крышкой. В зале находятся несколько столов для вино пития и еды, а на стенах развешаны гобелены XVII века.

Экскурсия по залу опочивальни Генриха II. Гид рассказывает о всех интригах, любовных похождениях и нравах королевского двора. В спальной комнате Генриха II сохранилась его кровать, резной сундук, украшенный растительным орнаментом. Гобелены на стенах — Фландрия XVI век и Брабант XVII век. Обратите внимание на красивые резные кресла, это первые во Франции кресла с подлокотниками. музыкальному салону гид рассказывает про музыкальные инструменты из этого зала — рояль, арфу итд. и про истории, кто на них играл. В музыкальном салоне расположены: рояль, отделанный палисадным деревом, привезенном из Бразилии, мебель из красного дерева, а также  портреты маслом Луи-Филиппа и его ближайших родственников.

Отзывы о замке.
«…Если бы даже было необходимо ограничить вакансии в списке «Исторические памятники» и оставить лишь несколько, Королевский замок Амбуаз был бы одним из них. Этот «дом веков» является важным местом памяти. Среди великих глав своей истории это место был резиденцией двора королей Валуа. Питомник королевства и колыбель эпохи Возрождения, многие королевские дети выросли в замке и сохранили непоколебимую привязанность к дому, который до сих пор несет в своих стенах, изменения и следы архитектурного развития великих правителей, которые остались там. Сегодня вы можете полюбоваться великолепными террасами над Луарой, зданиями 15-го и 16-го веков, садами со средиземноморскими эссенциями и двумя впечатляющими рампами. Леонардо да Винчи похоронен в часовне замка.»

— (2) Фото различных сооружений королевского дворца замка Амбуаз во время экскурсии с гидом. Дворец и Омальская галерея. Пасмурная осенняя погода в ноябре…Тучи. Зима здесь такая же. Летом намного веселее. На заднем плане виден красный флаг. Дни Китая в замке. В специальном помещении расположена выставка китайских товаров и сувениров.

— (3) Во Франции прямо какой то культ масштабных моделей. Эта традиция заложена военными, которые макеты использовали для своих нужд. Эта традиция перешла позже и в культуру. Практическая цель макетов в музеях Франции — показать исторические сооружения или фрагменты местности в разные периоды. Особенно это актуально для утраченных сооружений. Известны макеты разрушенного замка в Руане, острова крепости Мон-Сен-Мишель и других интересных туристических объектов. Любителям военной истории и просто градостроительства, рекомендуем посетить Музей инженерных войск в городе Анже. Там и макеты, и схемы и планы всего.

— (4) Кираса является также символом почти всех бронетанковых войск мира. В России также (нарукавная эмблема ГАБТУ — Главного автобронетанкового управления). К сожалению, рыцарские доспехи в замке представлены только символически. Самая большая и полная коллекция доспехов рыцарей и их различного вооружения представлена в Музее Армии (Дом инвалидов в Париже). Раздел древнего вооружения владеет крупнейшей в мире* коллекцией оружия и доспехов Французского Средневековья: начиная даже от Палеолита и до середины XVII века. В постоянной экспозиции около 2500 доспехов и предметов вооружения. Рекомендуем его посетить самостоятельно или с гидом-переводчиком, специалистом по историческому вооружению. Смотри раздел «Лучшие музеи Франции». Большие коллекции рыцарей и вооружения находятся в Мадриде (Испания) и в Австрии (Вена). При посещении ежегодных памятных мероприятий, посвященных Трагедии казаков в Лиенце, мы рекомендуем для прилета из Шарль-де-Голль или Шереметьево, аэропорт в Вене, что позволит Вам посетить по дороге Военный Музей. Огромная коллекция предметов Первой Мировой войны, даже включая Русскую Императорскую армию. Смотри раздел «Альпы. Австрия». В долине Луары есть необычные замки, где можно посмотреть представления с участием рыцарей. Члены военно-исторических клубов дают уроки живой истории для взрослых и детей в таких непривычных местах. Фестивали или «уроки живой истории». Зрителям показывают сцены жизни или даже сражений. Смотри весь список «Замки Луары» с описанием, где и что можно посмотреть.
Имеется также Парк развлечений в историческом стиле. Коллекцию рыцарских доспехов и их вооружения можно посмотреть в Музее Армии (Дом инвалидов в Париже).

В зале есть старинный корабельный рундук XVII века из коллекции замка. Можно даже дотронуться (если ничего не портить, смотрители не возражают). Есть экспозиция и рассказ о связи Амбуаз с морскими делами. Если Вам интересно все, что связано с морем, посмотрите Военно-Морской музей в городе Тулон.

* Совета или Советов 🙂 — большое просторное помещение для заседаний короля и его окружения, окна выходят на Луару. Делаем обзорное фото зала Совета во время отсутствия туристов. Предыдущая группа туристов ушла, а новая (наша экскурсия) еще нет. Спустя пол минуты наши люди заняли все скамейки и стали фотографироваться возле каминов. Уголок живой истории королевского замка Амбуаз. Камин с дровами — действующий, но вместо огня сейчас включена его имитация («Дыма без огня не бывает»), а выглядит все естественно. В случае «особого периода»* камин будет опять обогревать зал дровами. Чтобы камин выглядел вживую, здесь используется специальная демонстрационная система. Дым есть (пар), огня нет. Безопасно, экологично и красиво. Ожившая история замка. Сделано так все натурально, что понять можно только совсем с близкого расстояния, если рассматривать внимательно. Любимое место туристов, чтобы делать красивое фото на память. Стены камина выполнены в виде орнамента из цветов и инициалов А., К. выполненные почти славянской вязью 🙂 Похоже, этот камин во время экскурсии все хотят потрогать руками. Подержаться руками, потрогать лепнину. Сразу видно, что у туристов есть повышенный интерес к этому уголку зала. Над каминами — оригинальные украшения в виде герба и символов Бурбонов. Кресло председательствующего в Зале Совета специально огородили от туристов, чтобы не сидели в нем и не фотографировались «на память». Учитывая, что это Луара, страна виноделия. Ну, сами понимаете. А еще говорят, что мы — страна Советов. Во Франции тоже были «Советы». А председателями были короли…. А над потолком «ушастик», наглядное напоминание, что даже «стены имеют уши»- вот оригинальные декорации со смыслом. «Враг не дремлет!», «Враг подслушивает!», «Молчи-молчи!». В те времена не было подслушивающих микрофонов (смотри раздел экскурсий по Парижу про РОВС и работу чекистов). Но система прослушивания была развита до совершенства за счет акустических эффектов, тайных комнат, систем коридоров, эха и усиления звуков отражения звучания от стен, потолка и пола.

* Особым периодом в советские времена Холодной войны называли ситуацию, когда электростанции и не только, прекращали свою работу. В «особый период» на железной дороге паровозы выходили из под консервации и они начинали работать также на дровах, когда нет даже угля.

Старинная мебель в зале дегустации вина дворца: rогда то это был просто буфет, а не экспонат музея. Подходить близко и открыть нельзя, но там, видимо, были стаканы или фужеры для вина и шампанского, тарелки, вилки, ложки, ножи и всякая столовая утварь. Похожая старинная мебель иногда бывает на блошиных рынках в антикварных магазинах Парижа, но редко. Когда-нибудь это все будет оцифровано и распечатано на 3D принтере. Китайские туристы здесь появляются часто и очень внимательно все рассматривают и фотографируют. Мебель для королей и их гостей. Столы для «дегустации» вина в зале виночерпия в итальянском стиле. Просто и удобно. Раскладываются, чтобы можно было «накрыть стол» для большего количества гостей. Чем то напоминает стол-книжку из советских времен, которая была в каждой второй семье. На заднем плане видны образцы бокалов и графины. Долина Луары всегда славилась виноделием и любая типовая экскурсия заканчивается традиционно в подвале или дегустационном зале. Кто-то покупает бутылку-другую себе в отель в Париж, а кто то для друзей.

Старинный дегустационный зал в королевском дворце. Раскладной стол. Графины и бокалы для вина. Стильная скатерть с узорами по теме винограда. Все это также можно купить на блошиных рынках Парижа. Самый необычный сувенир это старый ящик или упаковка для вина. Красивые бокалы, фужеры также подходят для подарков себе для дачи или друзьям.

А еще для любителей изящного искусства рекомендуем необычные экскурсии в города, где было производство таких изделий. Стекло, мозаика. Город Фужер, например. Песчаная почва для стекла, дерево и папоротник. Замок XII века. Находится не в долине Луары, а на границе Нормандии и Бретони. Его посещать лучше при поездках по Нормандии. Особенно для любителей истории Второй Мировой войны. На столе в зале отсутствуют ножи, вилки, ложки. Коллекцию таких «изящных изделий из металла» можно посмотреть в необычном Музее Руана (смотри Путеводитель по Нормандии).

Гобелен «Пир королевы Эсфирь». Стол с едой. Слуга держит кувшин с вином. Интересное изображение собаки. Фактически та же картина, произведение искусства, но имеющее практическое функциональное назначение. Утепляет помещение с холодными стенами. Помогает сохранять тепло от нагретых каминов. Стоимость? Наверное, бесценно, как имеющее национальное историческое значение. Кому интересна тема гобеленов, советуем посетить блошиные рынки в Париже, антикварные магазины при них. Конечно, не такие сложные и старинные, но тоже много чего интересного есть посмотреть.

В этом углу зала находится шкаф и комод с художественно сделанным орнаментом из дерева. Трудно представить, но когда то это все использовалось по назначению, как обыкновенная домашняя мебель. Светло, просторно, красиво.
Сейчас это не только музейные экспонаты, но и образцы для подражания мастерам работ по дереву. Можно долго стоять возле комода и рассматривать детали, как это все изготовлено, но экскурсия идет дальше по замку и гид продолжает движение…Еще одно фото мебели и гобелена на стене. Другой сюжет, но явно сделаны в одном стиле в одной тональности. В этом месте можно подойти и рассмотреть очень близко как сам гобелен, так и мебель. Сидеть и делать селфи на кресле запрещено. А вот изучить в деталях специалисты могут. Тайком от гида можно даже потрогать, очень осторожно.

Опочивальня Генриха II. Кровать, сундук и стулья. Общий вид этой части зала. Гид начинает рассказывать интересные истории из жизни нравов королей Франции, их любовные похождения, интриги и заговоры. Вероятно, кровать, это очень важная часть истории страны. Посидеть и полежать на ней не разрешают ни за какие деньги. По крайней мере для обычных посетителей. Ларец с двойным дном для хранения драгоценностей. Сделан очень изящно .На заднем плане виден стул, обшитый красным и зеленым бархатом. Рядом на полу, почему то, лежит подушка. Фото кровати с другой стороны. Две подушки, постельное белье. Узорчатые занавески с символикой Бурбонов. Конструкция кровати довольно прочная. Кровать предусмотрительно огорожена 🙂 Во время экскурсии туристы любят все потрогать руками, посидеть на кресле, а то и полежать на кровати, как только нет смотрителя зала. И при этом еще сфотографироваться и выложить в сеть.

Веревочная передняя комната. Общий вид зала и гобеленов на стене. Резная старинная мебель. Мебель, гобелены, камин с украшениями и портрет маслом.
В галереи Франциска I на камине лилии соседствуют с хвостами горностая, а кессонированный потолок украшает саламандра в обрамлении цепи Святого Михаила*. Украшения «веревочной» в дворце королевского замка Амбуаз, Лилии и веревки. По степени «бытования» сразу видно, какую часть декорации туристы очень любят потрогать руками. Эта традиция неискоренима во всем странах* :-). В московском метрополитене, например, как российские, так и иностранные туристы стремятся потереть нос собаки или гранату на станции «Площадь революции». Свято верят в то, что это им принесет счастье, да и прикоснуться к «живой истории» в виде советского прошлого хочется всем. Здесь же вообще средневековье, короли, рыцари и принцессы. Косметическая побелка это не так страшно для владельцев замка, пусть терпят.
В апартаментах, где в XVI веке жил король Франциск I, сейчас воссозданы интерьеры времен Луи-Филиппа. Неизвестно, что здесь было во время Второй мировой войны и оккупации немцами Франции. Требуется работа в архивах.
В 1469 году в замке Амбуаз сын короля Карла VII, Людовик XI собрал в церкви Сен-Флорантен пятнадцать влиятельных баронов и учредил Орден Святого Михаила (смотри также подробнее «История замка и аббатства Мон-Сен-Мишель«, Нормандия*).
1470 год. В Амбуаз родился и вырос сын Людовика XI и Шарлоты Савойской Карл VIII. Специально для наследника и королевы было построено здание между башнями.

Фрегат «Ла Бель Пуль» Франция, построен в 1834 году

Это было уже третье судно с этим именем (первый состоял на флоте с 1755 по 1781 гг., второй был построен в 1801-1805 годах), а третий представленный здесь фрегат «Ла Бель Пуль» служил с 1834 по 1868 гг. Простые обводы судов XIX века, без позолоченных резных украшений и обширных галерей вокруг кормы. Вооружение фрегата состояло из шестидесяти тридцатифунтовых (или около того) орудий половина на батарейной палубе, вторая половина на главной палубе — и нескольких восьмидесятифунтовых гаубиц. Фрегат использовался в качестве эскорта для судов французской Индийской компании. В 1859 г. во время итальянской войны за независимость он был прикомандирован к Генуе.

Размеры: длина 177,6 фута (54,00 м), ширина по палубе 49,21 фута (15,00 м), осадка 18,7 фута (5,7 м), водоизмещение 1500 т, команда 465 человек.

Но с этим судном связана еще одна интересная история.
Когда то два британских фрегата попытались вытеснить французов подальше от своего берега произошло небольшое морское сражение формата два на два. Французский «Люрег» был взят в плен, а «Ля Бель Пуль» ушел с места боя. Несмотря на явное поражение, французское общество восприняло известие о бое как великую победу, так как два английских фрегата превосходили французов по вооружению и огневой мощи. На это сражение любопытно отреагировал французский свет. Тогда в моду у дам входили высокие и вычурные прически. Молодая и экзальтированная Мария-Анутанетта вместе со своим личным парикмахером придумывала нечто необычное, что вставлялось в прически, а после боя фрегата, однажды отгрохала у себя на голове макет корабля. Это так понравилось светским дамам, что вскоре на званных балах барышни ходили с целыми эскадрами на головах, а сложные высокие прически получили название «а-ля-бель-пуль».

** Узнать больше про историю судостроения и ВМФ Франции Вы можете посетив замечательный Военно-Морской музей в городе Тулон. По запросу его посещение «Русское такси» включает в программу маршрута экскурсии из Ниццы и Канн по Лазурному берегу. Обзорная или поездка в Прованс, есть много вариантов, см. раздел сайта.

Зеркало, стулья в китайском стиле. Китайцы, видимо, узнали, что в самом престижном и знаменитом замке Франции среди артефактов имеются изделия их страны. В результате китайских туристов в Амбуазе было замечено большое количество, чему еще немало способствовали «Дни Китая в Амбуазе» — выставки, продукция и т.д. Стол и комод. Картины маслом. Уютно и красиво. Хороший образец для подражания у себя на даче 🙂 Ау, мастера по старинной мебели! В бывших апартаментах, где в XVI веке жил Франциск I сейчас восстановлен интерьер времен Луи-Филиппа. В спальне стоят кушетка-рекамье, секретер, столик и комод, отделанный под муаровую акажу (кубинская древесина). На стенах висят портреты разных представителей Орлеанского королевского дома. Примечание. * Наполеон Бонапарт, уроженец острова Корсика. Могила находится в Музее Армии (Дом инвалидов в Париже). Там же имеются большие залы, рассказывающие о его знаменитых сражениях. Если Вы отдыхаете на Лазурном берегу, то Вы можете заказать у «Русскоязычного такси в Ницце» интересную экскурсию по дороге Наполеона: Канны — Гренобль (Альпы).

* Долина Луары — это «страна в стране», куда можно ездить много и много раз и открывать для себя новые интересные места, от раннего средневековья до Второй Мировой войны в историческом плане, а про виноделие просто молчим. Заметим лишь, что кроме множества необычных замков, в долине Луары расположены главные национальные военно-исторические музеи Франции, например:
— Музей бронетанковой техники и вооружения («танковый»)
— Музей кавалерийской Школы, город Сомюр
— Инженерных войск («фортификации»)
А еще рекомендуем посетить очень интересный Музей истории ремесленников (история профсоюзов и масонства) в городе Тур. И технопарк развлечений памяти Жюль Верна «Машины острова Нант».
Примечание.

Если Вы остановились в отеле не в Париже, а в аэропорту Шарль-де-Голль, Бове или Орли, «Русское такси» доставит Вас в Долину Луары за такое же самое время. Экскурсия в Долину Луары начинается от Вашего отеля в любой точке Парижа или аэропорта прилета.

* Сувенирный набор 20-30-х годов из 10 черно-белых фотокарточек фирмы «Yvon», собственная коллекция «Союза шоферов такси» (блошиные рынки Парижа).

** «Русскоязычное такси» является ведущей компанией во Франции по военно-историческим и военно-техническим турам. Для любителей военной истории (как взрослых, так и детей) мы предлагаем специальные программы по музеям и местам сражений Второй Мировой войны. Самыми популярными являются экскурсии из Парижа или сразу из аэропорта Шарль-де-Голль (Орли и Бове) в Нормандию по местам высадки союзников в D-Day и открытия «Второго фронта». Вы даже можете проехать на легендарном танке Шерман. Посетить Музей авиации и космонавтики в Ле-Бурже. Шампань, Альпы, Арденны и другие места ждут Вас. А в долине Луары расположен один из самых больших в мире танковых музеев. Мы также предлагаем авторские эксклюзивные программы для взрослых и детей по местам сражений Западного фронта Первой Мировой войны. Реймс, город-герой Верден, Ипр также ждут Вас и Ваших детей. И, кончено, знаменитое русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.