Реймсский собор (Шампань)

Обзорные экскурсии из Парижа в Шампань. Интересные места и главные достопримечательности. В кассах, где продаются входные билеты в Собор и дворец, можно взять также и путеводитель, план осмотра. Это Вам лучше поможет разобраться, где что находится, а также будет служить хорошим путеводителем к сделанными Вами фото.

Шампань Реймсский Собор, путеводитель , схема экскурсии

Путеводитель и схема

Собор Реймсской Богоматери (La cathédrale Notre-Dame de Reims), Франция, Шампань
Фактически Реймсский Собор является большим Музеем и одновременно смотровой площадкой, его посещение — платное.
Практическая информация.

Экскурсия в Реймсский Собор. Схема и Путеводитель. На плане отмечены:
1 — Галерея Королей («королевская галерея»)
2. Крыша (стропила) — то что было достроено в 20 веке
Смотровая площадка. Взобравшись по башне в это место можно любоваться видами на город Реймс.
Реймсский Собор. Часы работы для посетителей.
Туристический сезон: С 6 мая по 8 сентября Собор открыт ежедневно, кроме понедельника и воскресенья (утром). Начало экскурсий в 10.00, 11.00, 14.00, 15.00, 16.00
С 15 марта по 5 мая и с 9 сентября по 31 октября:
По субботам экскурсии в 10.00, 11.00, 14.00, 15.00, 16.00. По воскресеньям экскурсии в 14.00, 15.00, 16.00
Собор закрыт для туристов: C 1 ноября по 14 марта, закрыт также 1 Мая — в «День Международной борьбы трудящихся» и 15 августа.
Цена входного билета: Взрослые — 7,5 евро. Дети до 18 лет — бесплатно. Льготный тариф — стоимость 4,5 евро
Книги (буклеты) имеются как всегда на разных языках, кроме русского (официальная информация). Экскурсии из Парижа в Собор происходят на русском языке с гидом-экскурсоводом, поэтому буклеты на память можно брать на французском или английском языках.

Что еще посмотреть рядом с Собором.
К зданию Собора примыкает Дворец То (бывшая резиденция архиепископов Реймса, где в преддверии коронационных торжеств останавливались многие французские короли. Построен на рубеже XV—XVI веков и перестроен сначала в эпоху Людовика XIV, а затем после пожара 19 сентября 1914 года) См. подробнее »Дворец То …»

Экскурсия из Парижа в Шампань, Реймс, отзывы.
Поездка из Парижа в Шампань- Реймс была в апреле месяце 2015 года, когда еще не начался туристический сезон. Шли последние приготовления и некоторые части Собора были еще в лесах и лихорадочно реставрировались, чтобы туристы смогли его увидеть во всей красе. Издали Собор не производит впечатление огромного здания. И только если подойти близко, то сразу начинаешь ощущать его гигантские размеры, его величественность. Обычно все туристы подходят к Собору со стороны его Центрального входа. Рекомендуем все-таки потратить дополнительно минут 10-15 и обойти Собор со всех сторон. С обратной стороны Собор не менее красив. Экскурсия по центру Реймса обычно пешая. Чтобы лучше посмотреть центр города и Собор, лучше его обойти со стороны Площади Руаяль (где Статуя Луи XV), двигаясь по «площади» Анатоль Франс или скверику, площади Генри Дене. С этой стороны Собор абсолютно не похож на то, что мы привыкли видеть на старых фотографиях или современных фото. Эта часть Собора также оригинальная и интересна, ее стоит посетить, посмотреть на эту достопримечательность с обратной стороны. Фрагменты украшений со скульптурами и витражи показаны на фото крупным планом. Здесь же находиться и Библиотека Карнеги — тоже красивое старое здание.


Немного истории.
Согласно Флодоарду (Flodoard), Святой Никасий основал первую церковь на месте нынешнего собора в начале 5-го века, вероятно, в 401 году, на месте бывшей галло-римской бани. Это место находится недалеко от базилики, построенной епископом Бетаузе (Betause), где святой Никасий принял мученическую смерть от обезглавливания вандалами в 407 году или от гуннов в 451. Посвящение церкви Деве Марии предполагает, что последняя из двух дат является более правильной, учитывая, что первой церковью, которая была названа в честь Девы Марии, была Базилика Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) в 430-х годах. Реймская церковь, размером примерно 20 м на 55 м, была тем местом, где Хловис, король франков, был крещен святым Ремигием на Рождество в период между 496 и 508. Баптистерия была построена в 6-го веке к северу от нынешней конструкции в виде квадратного экстерьера и круглого интерьера.
В 816 году римский император Людовик Благочестивый был коронован в Реймсе папой Стефаном IV. Коронация и последующие празднования выдвинули на первый план плохое состояние церкви, резиденции архиепископа. В течение следующего десятилетия архиепископ Реймсский Эббо перестроил большую часть церкви под руководством королевского архитектора Румо. Перестройка была прекращена только в 846 году во в времена архиепископа Хинкмара, который украсил интерьер церкви позолотой, мозаикой, картинами, скульптурами и гобеленами. 18 октября 862 года, в присутствии короля Карла Лысого, Хинкмар освятил новую церковь, которая имела размеры 86 метров и два трансепта. В начале 10-го века древний склеп под первоначальной церковью был заново открыт. При архиепископе Эрве склеп (который был фундаментом предыдущих церквей над ним) был очищен, отремонтирован, а затем заново освящен как Сен-Реми. Алтарь был расположен над склепом в течение 15 веков.
Начиная с 976 года архиепископ Адальберо (Adalbero) начал расширять и освещать каролингский собор. Историк Рихерус, ученик Адальберо, дает очень точное описание работы архиепископа:
«Он полностью разрушил аркады, которые простирались от входа до почти четверти базилики, вплоть до вершины, так что вся церковь, украшенная, приобрела больше размеров и более подходящую форму (…). Он украсил главный алтарь золотым крестом и окутал его великолепной решеткой (…). Он осветил эту же церковь окнами, в которых были представлены различные истории, и наделил ее колоколами, грохочущими как гром ».
Интересные факты: 19 мая 1051 года король Франции Генрих I и Анна Киевская поженились в этом соборе.
Во время проведения Большого Совета в 1131 году папа Иннокентий II помазал и короновал в соборе будущего Людовика VII.
В середине 12-го века архиепископ Самсон снес фасад и прилегающую к нему башню, чтобы построить новый собор с двумя фланговыми башнями, вероятно, подражая аббатству Сен-Дени в Париже. Хор Самсон присоединил еще несколько лет ранее. В дополнение к этим работам, к западу от здания, к востоку от собора, имеющего размеры 110 м, начали строить новый хор и часовни. В конце столетия неф и трансепт были в стиле Каролингов, в то время как изголовье хора и фасад были в стиле ранней готики.
6 мая 1210 года Каролингский ранний готический собор был разрушен пожаром в день Святого Иоанна перед Латинскими воротами, предположительно из-за «небрежности». Ровно через год началось восстановление и архиепископ Обри (Aubrey) заложил первый камень в изголовье нового. В июле 1221 года часовня этого сильно сияющего изголовья уже была введена в эксплуатацию. Четыре архитектора сменили друг друга до завершения капитальных работ в 1275 году: Жан д’Орбэ, Жан-ле-Лу, Гоше и Бернар де Суассон (Jean d’Orbais, Jean-le-Loup, Gaucher de Reims и Bernard de Soissons.
Документальные записи показывают приобретение земли к западу от расположения в 1218 году, предполагая, что новый собор был значительно больше, чем его предшественники. Удлинение нефа, вероятно, было связано с более просторным место для толпы, которая присутствовала при коронации. В 1233 году затянувшийся спор между главой собора и горожанами (по вопросам налогообложения и правовой юрисдикции) перерос в открытое восстание. Несколько священнослужителей были убиты или ранены во время последовавшего насилия, и все духовенство собора покинуло город, оставив его под запретом (фактически запретив все публичные богослужения и таинства). Работы над новым собором были приостановлены на три года, и возобновились только в 1236 году после возвращения духовенства в город, и запрет был снят при посредничестве Короля и Папы. Затем строительство продолжалось медленнее. Область от пересечения на восток использовалась к 1241 году, но неф не был закрыт до 1299 года (когда французский король поднял налог на свинец, используемый для этой цели). Работа над западным фасадом проходила в несколько этапов, что отражается в совершенно разных стилях некоторых скульптур. Верхние части фасада были завершены в 14-м веке, но, очевидно, в соответствии с дизайном 13-го века, давая Реймсу необычное единство стиля.
Странно и необычно, но имена первых архитекторов известны. Лабиринт, встроенный в пол нефа во время строительства или вскоре после него (аналогично примерам в Шартре и Амьене), включал имена четырех мастеров-каменщиков (Жан д’Орбэ, Жан-ле-Лу, Гош де Реймс и Бернар де Суассон — Jean d’Orbais, Jean-Le-Loup, Gaucher de Reims и Bernard de Soissons) и даже количество лет, сколько они там проработали, хотя историки искусства до сих пор не выяснили и спорят с тем, кто и за что отвечал. Сам лабиринт был разрушен в 1779 г., но его детали и надписи известны из рисунков 18-го века. Явная связь здесь между лабиринтом и мастерами масонами (каменщиками) добавляет вес к аргументу, что такие образцы были аллюзией к появляющемуся статусу архитектора (через их связь с мифическим художником Дедалом, кто построил Лабиринт Короля Миноса). Собор также содержит дополнительные свидетельства о повышении статуса архитектора в гробнице Гюга Либергье (Hugues Libergier, умер в 1268 году, архитектор разрушенной ныне Реймской церкви Сен-Никез). Он не только был удостоен чести выгравированной плиты; но и упомянут с миниатюрной моделью своей церкви (честь, ранее принадлежала благородным жертвователям) и в академической одежде, подобающей интеллектуалу.
Башни высотой 81 метр изначально были спроектированы для подъема на 120 метров. Южная башня держит только два больших колокола; один из них, названный «Шарлотта» Чарльзом, кардиналом Лотарингии в 1570 году, весит более 10 000 килограммов (10 тонн).
После смерти младенца короля Иоанна I его дядя Филипп был поспешно коронован в Реймсе 9 января 1317 года.
Во время Столетней войны англичане с 1359 по 1360 год осаждали собор и город, но осада не удалась. В 1380 году собор Реймса был местом коронации Карла VI, а восемь лет спустя Чарльз созвал совет в Реймсе в 1388 году, чтобы принять личное правление под контроль своих дядей. После того как Генрих V, король Англии, одержал победу над армией Карла VI в Агинкуре (Agincourt), Реймс вместе с большей частью северной Франции попал в руки англичан. Англичане удерживали Реймс и Собор до 1429 года, когда он был освобожден Жанной д’Арк, что позволило королю-дофину стать королем 17 июля 1429 года. После смерти Франциска I Франции Генрих II был коронован как король Франции (25 июля 1547 год — Реймский собор).
24 июля 1481 года на чердаке разгорелся новый пожар, вызванный небрежностью рабочих на крыше, в результате чего был разрушен каркас, центральная колокольня и галереи у основания крыши, которая потекла, нанося дополнительный ущерб. Однако ремонт был быстрым: короли Карл VIII и Людовик XII сделали пожертвования на реконструкцию. В частности, они предоставили Собору «специальные пожалования» (?льготы или освобождение) в отношении непопулярного налога Габеля. В благодарность, новая крыша была украшена «геральдическими лилиями и королевским гербом», прикрепленными к верхней части фасада. Однако эта работа была приостановлена ​​до того, как стрелы (шпили) были завершены в 1516 году.
См. далее. Великая французская революция и Первая Мировая война (Западный фронт, Шампань).
Великая французская революция. Хотя Реймс был важным символом французской монархии, хаос Французской революции не повредил его в такой же степени, как в Шартрском соборе*, где строение самого собора находилось под угрозой. Некоторые статуи были разбиты, ворота были снесены, и королевская Рука Справедливости была сожжена.
В 1860 году Эжен Виолье-ле-Дюк (Eugène Viollet-le-Duc) руководил восстановлением Реймского собора. В 1875 году Национальное Собрание (Ассамблея) Франции проголосовало за выделение 80 000 фунтов на ремонт фасада и балюстрад.

Первая Мировая война, Шампань, Западный фронт.
С началом Первой мировой войны собор использовался в качестве больницы, а войска и вооружиение были вывезены из его непосредственной близости. 4 сентября 1914 года в город прибыл XII саксонский корпус, и в тот же день Императорская армия Германии начала стрельбу из разных частей города. Орудия, расположенные в 7 км (5,3 милях) от Les Mesneux, прекратили стрельбу, когда XII саксонский корпус послал двух офицеров и одного городского служащего, чтобы попросить их прекратить обстрел города**. Бомбардировка нанесла значительный ущерб собору, взорвав множество окон и повредив несколько статуй и элементов верхнего фасада. 12 сентября германская армия решила разместить своих раненых в соборе вопреки протесту Мориса Ландрио (Maurice Landrieux) и выложить 15 000 тюков соломы на голый пол для этой цели. В тот день, однако, из города были эвакуированы немецкие солдаты, прежде чем в него вошел французский генерал Франше д’Эсперей (Franchet d’Esperey). Через шесть дней один снаряд взорвался во дворце епископа, убив троих и ранив 15 человек. Леса вокруг северной башни загорелись, распространяя пламя на все части деревянного каркаса надстройки. Свинец на кровле растаял и вылился через каменные горгульи, разрушая в свою очередь Дворец епископа. Изображения Собора в руинах были показаны во время войны возмущенными французами, обвиняющими немцев в преднамеренном разрушении зданий, являющихся важным национальным и культурным наследием. По окончании Первой Мировой войны реставрационные работы начались в 1919 году под руководством архитектора Анри Дене (Henri Deneux — уроженец Шампани, житель Реймса) собор был полностью восстановлен и открыт лишь в 1938 году, частично благодаря финансовой поддержке Рокфеллеров, но с тех пор работа неуклонно продолжается***.
Интересные факты. Украшения Собора. Северный проход. Имеются прекрасные гобелены. Из них наиболее важной является серия, представленная Робертом де Ленонкуртом (Robert de Lenoncourt), архиепископом при короле Франсуа I (1515–1547), представляющая жизнь Богородицы. Их теперь можно увидеть в бывшем епископском дворце, во дворце Тау. Северный трансепт содержит прекрасный орган в ярком готическом футляре. Хоровые часы украшены любопытными механическими фигурами. Марк Шагал разработал витраж, установленный в 1974 году по оси апсиды. В сокровищнице, хранящейся во дворце Тау, есть много драгоценных предметов, среди которых — Святая Ампула, или святая фляга, наследница древнего, в котором находилось масло, которым были помазаны французские короли и которое было разбито во время Французской революции. Хранящаяся Ампула содержит фрагмент старой первоначальной.

Строение Собора. Внешние украшения собора прославляют королевскую семью. В центре переднего фасада и над розовым окном находится Галерея Царей, состоящая из 56 статуй высотой 4,5 метра (15 метров), в центре которых находится Хлодвиг I, Хлотильда справа от него и Святой Ремигиус слева от него. Три портала наполнены статуями и статуэтками; среди европейских соборов только Шартр* имеет больше скульптурных фигур. Центральный портал, посвященный Деве Марии (Нотре Дам или Богоматери), увенчан розовым окном, обрамленным самой аркой, украшенной скульптурой, вместо обычного скульптурного тимпана. «Галерея царей» выше показывает крещение Хлодвига в центре в окружении статуй его преемников.
Фасады трансептов также украшены скульптурами. На севере есть статуи епископов Реймса, изображение Страшного Суда и фигура Иисуса (le Beau Dieu), а на южной стороне — окно модерн из роз с пророками и апостолами. Огонь уничтожил крышу и шпили в 1481 году: из четырех башен, окружавших трансепты, ничто не осталось выше высоты крыши. Над хором возвышается элегантная деревянная колокольня, покрытая свинцом, высотой 18 м, реконструированная в 15 веке и в 1920-х годах. Общая внешняя длина составляет 149,17 метра, а его площадь составляет 6650 квадратных метров.
Собор частично пострадал в Первую Мировую войну** и во Вторую мировую. Реставрировался несколько раз. Недавно Собор был отреставрирован и выглядит отлично. Посещение Реймсского собор входит во все обзорные экскурсии по Шампани. В зависимости от времени и желания, пешая экскурсия может быть с гидом внутри собора (что требует дополнительного времени) или экспресс с наружным осмотром с разных сторон, обогнув его с тыла и сделав превосходные фото с разных ракурсов.
** Более подробно, где проходила линия фронта, смотри на карте Обороны Шампани в разделе «Экскурсии из Парижа в крепость Помпель»
* Смотри «Экскурсии из Парижа в Шартр»
*** Реставрационные работы в 2015 году представлены в фотогалереи «Личный опыт и отзывы об экскурсии из Парижа в апреле 2015 года»

Королевская Церковь. Престиж Священной Ампуллы и политическая власть архиепископа Реймского возникли благодаря королю Франции Генриху I, который был коронован здесь в 1027 году и навсегда основал Реймский собор в качестве места коронации французского монарха. Все, кроме семи будущих французских королей, будут коронованы в Реймсе. Коронация Карла VII в 1429 году ознаменовала разворот курса Столетней войны, во многом благодаря действиям Жанны д’Арк*. Она увековечена в Реймском соборе двумя статуями: конная статуя за пределами церкви и еще одна внутри церкви.

Интересные факты в наши дни. В 1955 году Жорж Саупик (Georges Saupique) изготовмл копию «Le Couronnement de la Vierge», которую можно увидеть теперь над входом в собор. Луи Лейг (Louis Leygue) воспроизвел многие копии различных скульптуры на фасаде собора. Он также выполнил статую Святого Томаса для северной башни.
Первая Мировая война. Франко-германское примирение было символически оформлено в июле 1962 года французским президентом Шарлем де Голлем (Charles de Gaulle) и канцлером Германии Конрадом Аденауэром (Konrad Adenauer). В 1914 году Императорская армия Германии преднамеренно обстреливала собор, чтобы поколебать французскую мораль. Собор, бывшее аббатство Сен-Реми и дворец Тау были добавлены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.
ВИП- экскурсии и паломничество. Во время своего 74-го пастырского визита папа Иоанн Павел II посетил Шампань, Реймс 26 сентября 1996 года в связи с 1500-летием крещения Кловиса (Хлодвига). Находясь там, Папа молился в той же часовне, где Жан-Батист де ла Саль проводил свою первую мессу в 1678 году.
В 2011 году город Реймс отметил 800-летие собора. Празднования проходили с 6 мая по 23 октября. Концерты, уличные представления, выставки, конференции и серия вечерних световых шоу подчеркнули собор и его 800-летие. Кроме того, 25 июня 2011 года были открыты шесть новых витражей, разработанных немецким художником Ими Кнобелем (Imi Knoebel). Шесть окон занимают площадь 128 квадратных метров и расположены по обе стороны от окон Шагала в апсиде собора.
8 октября 2016 года в соборе была установлена ​​мемориальная доска с именами коронованных в Реймсе 31 королей. Присутствовали: архиепископ Тьерри Джордан и принц Луи Альфонс, герцог Анжуйский, одного из многих претендентов на французский престол.

* Смотри также второй город, связанный с Жанной д’ Арк «Экскурсии из Парижа в Нормандию, Руан»
Описание к фотогалерее и комментарии.
Р22. Архивное фото кафедрального Собора во время экскурсии на один день из Парижа в Шампань в апреле 2015 года. Здание в процессе реставрации.
Р29. Снимок тыльной части Собора.
Р30 Фото: фрагменты и скульптуры по периметру.
Р24. Фрагмент строения, снятый во время реставрации в апреле 2015 года.